Главной причиной недавней эскалации напряжений в Восточной Европе является отсутствие эффективной структуры безопасности, которая охватывала бы такие слабые в военном плане страны, как Молдавия, Грузия и Украина (объединены в беззубом ГУАМ). Несмотря на то, что за последнее время общественное мнение украинцев резко сместилось с неприятия на одобрение НАТО, в обозримом будущем североатлантический альянс не будет готов расширять свои обязательства на восток. Скорее наоборот: чем более агрессивной в последние годы становится Россия, тем менее вероятно, что НАТО откроет двери новым членам, находящимся в состоянии конфликта с Москвой.
Какие возможности остаются на этом фоне у такой страны, как Украина? Хотя многие на Западе считают, что это чисто украинский вопрос, ответ на него, по сути, затрагивает основные вопросы европейской безопасности. В худшем случае эскалации противостояния Москвы с Киевом, к примеру, судьба четырех украинских атомных электростанций, одна из которых является крупнейшей в Европе, будет представлять интерес не только для украинцев. Кроме того, миллионы граждан Украины могут стать беженцами в ЕС, если российская гибридная война продолжит подрывать украинское государство. Устойчивое решение фундаментальной проблемы безопасности Украины, которое часто на Западе рассматривают как не касающееся его, было бы выгодно всей Европе и заслуживает полной поддержки Запада.
Нужно уточнить, что первоначальный план Intermarium, разработанный в межвоенной Польше, сегодня не только невозможен, но и не нужен. В свое время он предусматривал федерацию центрально— и восточноевропейских государств в сферах, включающих в себя торговлю, инфраструктуру, экономику и так далее. Большая часть этих вопросов уже решена за счет расширения ЕС, Стабилизационных соглашений ЕС в Западных Балканах и Соглашениями об ассоциации с восточными партнерами Евросоюза. Последние соглашения — новый тип международных договоров, который предусматривает создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Несмотря на то, что в них не говорится о перспективе включения в ЕС, Соглашения об ассоциации подразумевают постепенный процесс все более глубокого включения Украины, Молдовы и Грузии в экономическое, политическое, нормативное и ценностное пространство Евросоюза. Таким образом, новые схемы ассоциации Брюсселя, равно как и Восточное партнерство, а также другие особые программы для европейских соседей Евросоюза уже объединяют или скоро соединят Киев, Кишинев и Тбилиси со странами-членами ЕС, в том числе и с Польшей, родиной проекта Междуморья.
Тем не менее, эти программы ЕС и других международных организаций не решают проблем Украины и других восточных стран, не входящих в НАТО, в области безопасности. Поэтому к ним нужно добавить блок стран Intermarium, который может действовать в качестве региональной организации по взаимной обороне от российской гибридной войны. На дву— или трехсторонней основе такое сотрудничество уже имеет место между, например, Украиной с одной стороны, и Польшей или Литвой — с другой. Понимание общих рисков и угроз глубокое в Центральной и Восточной Европе. Для большинства людей на Западе Южная Осетия, Приднестровье или Донбасс — далекие или и вовсе неизвестные регионы. Но у народов Intermarium всегда было чувство общей судьбы — раньше из-за опасности, исходящей от Германии и царской/советской империи, а теперь из-за реваншизма путинского Кремля.
Нападение Москвы на Украину и аннексия Крыма не только усилили существующее предрасположение к взаимной солидарности в Восточной Европе. Они также ввели в игру Турцию, так как крымские татары тесно связаны с турками и решительно настроены противостоять своему включению в состав России. Судьба коренного тюркоязычного населения Крыма не только затрагивает проблемную точку в истории российско-турецких отношений. Крымские татары за последние 25 лет стали ярыми сторонниками Украины как суверенного государства и считают ее своей родиной.
Согласно различным данным, количество крымских татар, живущих в Турции, колеблется от 150 000 до 6 млн. Германско-азербайджанский историк Заур Гасимов, более того, пишет, что «существенная часть турецких историков — крымскотатарского происхождения. (…) Как авторы бестселлеров и интеллектуалы, они часто комментируют вопросы турецкой политики, исторической интерпретации и религии».
Эти и другие факторы еще до недавней эскалации привели к появлению трещин в турецко-российских отношениях, начиная с весны 2014 года. На некоторое время негативные последствия новых авантюр Москвы были смягчены экономическими интересами Турции в России. С осени прошлого года, раскол, однако, усилился, особенно после того, как Турция сбила российский бомбардировщик 24 ноября 2015 г. В результате вторжения Кремля в Сирию и российских экономических санкций против Турции отношения между Москвой и Анкарой серьезно ухудшились. Падение российской экономики также способствовало дальнейшему изменению восприятия Турцией России в качестве перспективного партнера.
На таком фоне не удивляет, что сочувствие Анкары к Киеву в последнее время возросло. Масштабы нового взаимодействия Турции с Украиной заслуживают внимания. Мало того, что турецкое руководство, начиная с декабря 2015 года, стало активно поддержать Киева — например, оно начало поставки военных госпиталей на Украину. В марте этого года обе страны приняли обширную Декларацию о сотрудничестве в самых разных областях — от торговли до безопасности и образования. Турция и Украина надеются в 2016 году закончить уже идущие переговоры по созданию зоны свободной торговли.
Блок государств «Междуморье» должен стать для Брюсселя не конкурентом или раздражителем, а шансом наконец создать некую структуру безопасности для стран Восточной Европы и черно-морского региона. Продвигая создание Intermarium, Запад сможет отдать «на аутсурсинг» некоторые проблемные вопросы, следующие из его двойной роли как одновременно активный промоутер демократии, но в то же время неуверенный международный военный актор. Новый оборонительный союз неядерных государств, расположенных между основными странами НАТО и Россией не только сделает эти государства более безопасными.
Антанта стран Междуморья также поможет уменьшить существующую напряженность в отношениях Запада и Москвы. Такой новый альянс отвлечет внимание России от США и ЕС. Он коренным образом перестроит систему общеевропейских международных отношений. Intermarium ярко продемонстрировал бы не только Кремлю, но и населению России, что растущий авантюризм Москвы будет иметь пагубные последствия для национальных интересов России.