Согласие Израиля на передачу Саудовской Аравии египетских островов Тиран и Санафир было лишь вершиной айсберга тайных процессов, происходящих за кулисами. На первый взгляд передача островов была частью изменений, вносимых в израильско-египетский мирный договор. В рамках тех же изменений Израиль согласился на размещение на Синайском полуострове большего числа египетских войск для усиления борьбы с террористами, чем разрешал изначальный договор.
Мирный договор 1979 года определил Синайский полуостров демилитаризованной зоной. Документ подписали три страны — Израиль, Египет и США, направившие больше всех солдат в наблюдательный контингент на Синае. Поэтому США, как гарант мирного договора, участвовали в возвращении островов, которые Саудовская Аравия сдала в аренду Египту. США не возражали против передачи островов. Все три страны, связанные договором, считаются их союзниками.
Что же касается Саудовской Аравии, тут ситуация сложнее. Между Израилем и королевством официально нет и не будет дипломатических отношений, пока не разрешится палестино-израильский конфликт. Нечто подобное недавно заявил министр иностранных дел Саудовской Аравии, несколько лет занимавший пост посла в Вашингтоне и хорошо знакомый с еврейской общиной. Но, по иностранным данным, между Израилем и Саудовской Аравией существуют обширные экономические связи, и израильские товары — сельско-хозяйственная продукция и технологии — поступают в королевство через Палестинскую автономию, Иорданию и Кипр. И, что еще более важно, по тем же сведениям, высокопоставленные должностные лица двух стран поддерживают контакты и даже встречаются друг с другом.
Общие интересы относятся в первую очередь к угрозе со стороны Ирана. Сообщалось, что бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт вел переговоры с принцем Бандаром бин Султаном, который занимал посты посла в США, председателя Совета национальной безопасности и начальника разведки. Можно предположить, что согласие на передачу островов стало продолжением тех контактов и наличия общих интересов, но вряд ли эти связи когда-нибудь станут открытыми. По крайней мере, пока не будет создано палестинское государство, и над мечетью Аль-Акса не поднимется саудовский флаг.