Министр обороны Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) предлагает задействовать армию в случае возникновения внутриполитических проблем. Возмущенная реакция СДПГ не заставила себя долго ждать. При этом решение предоставить вооруженным силам право участвовать в борьбе с терроризмом совершенно правильно — и назрело уже давно.
В ходе дискуссии на тему будущей политики безопасности разгорелись нешуточные страсти. И это хорошо.
Глава министерства обороны Урсула фон дер Ляйен планирует внести в так называемую «Белую книгу», посвященную проблемам национальной политики безопасности, изменение с целью предоставление солдатам бундесвера права участвовать в борьбе с терроризмом на территории страны. СДПГ возмущена.
Эта тема слишком долго оставалась «неприятной», и политики говорили о ней с большой неохотой, всякий раз обращая при этом внимание на «отрицательный опыт» прошлого.
Парламентская, а не нацистская армия
В первую очередь, необходимо, однако, подчеркнуть, что в армии сейчас не служит ни один человек, который родился бы во времена Второй мировой войны — не говоря уже о том, что ни один солдат не служил в те годы. Так что отсылка к старому «преступному» духу, помогавшему диктатору подавлять недовольных, не принимается. Сейчас у нас парламентская армия, которая находится под гарантированным демократическим контролем, и это является решающим достижением, которое нам необходимо сохранить.
Однако на этой прочной основе вполне допустима дискуссия по поводу будущих задач, которые будут ставиться перед бундесвером. Потому что ситуация в мире стала неспокойной и непредсказуемой, какой давно уже не была. Самое печальное при этом: мир, воцарившийся после окончания холодной войны, которому все были так рады, вновь оказался под угрозой.
В этом состоит основная идея «Белой книги», над которой федеральное правительство работает на протяжении уже нескольких месяцев. Она должна стать своеобразным «компасом» для определения будущего направления германской внешней политики и политики безопасности. Иными словами, необходима ревизия роли Германии в мире. Отныне больше не должно быть никаких табу, а в противном случае «Белую книгу» можно выкидывать в мусор еще до публикации.
В нее министр обороны, в частности, вписала примечательную фразу, обозначив одно из таких табу. По ее словам, необходимо «создать четкую базу для того, чтобы бундесвер мог вносить эффективный вклад в борьбу с опасностями на границе — с точки зрения как внутренней, так и внешней безопасности».
Государство приближается к пределам своих возможностей
Это предложение вызвало много шума. До сих пор мы были привычны к тому, что Бундесвер не вмешивался в контроль над ситуацией внутри страны. Однако правда состоит в том, что у нас до сих пор не складывалось опасных ситуаций. Пока не складывалось. Но развитие ситуации в последние месяцы свидетельствует о том, что государство приблизилось к границам собственных возможностей в области обеспечения безопасности. Полиция работает на пределе сил. Если бы у нас вдруг случился теракт, аналогичный терактам в соседних странах, это стало бы еще более очевидно. Государству необходимо реагировать — это его обязанность по отношению к собственным гражданам.
Но до сих пор мы повторяли, как мантру: бундесвер нельзя задействовать внутри страны. Единственным исключением является ликвидация последствий стихийных бедствий. В 1962 году тогдашний сенатор по внутренним делам Гамбурга Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt) направил солдат на борьбу с последствиями наводнения. С тех пор армия неоднократно участвовала в подобных операциях. А в последнее время военные были задействованы также в организации размещения беженцев.
Таким образом, эта мантра всегда была ошибочна. Достаточно просто заглянуть в Конституцию, чтобы увидеть, что армию можно задействовать не только при стихийных бедствиях, но и в случаях, когда необходимо защитить от опасности демократический общественный порядок. В конце концов, существует еще и служебное содействие, в рамках которого тысячи солдат сейчас оказывают поддержку Федеральному ведомству по проблемам миграции и беженцев.
Опасные времена
Именно на этот, последний пункт в большинстве дискуссий обращается особое внимание: если полиция окажется более не в состоянии справляться со своими обязанностями и будет нуждаться в помощи, у нее должна быть возможность получить служебное содействие. Конечно, руководство и политическую ответственность в таком случае должен взять на себя министр внутренних дел. А министерству обороны было бы предписано придерживаться этого порядка.
Мы живем в весьма опасное время. Примечательно, как к этому относятся юристы. Вопрос, нужна ли нам реформа Конституции, можно и нужно обсуждать. Но необходима база, на которую политические круги могли бы при этом опираться.
Так что государство вовсе не так беспомощно, как утверждают некоторые участники дискуссии. Но мы живем не на блаженном острове, на котором не может произойти ничего страшного из того, что недавно произошло у соседей. Бессмысленно и дальше стараться не замечать реальность.