В центре внимания армянских СМИ и аналитиков оказалось поведение президента Белоруссии Лукашенко в связи с его визитом в Турцию. В Стамбуле Лукашенко примет участие на Конференции организации Исламского сотрудничества, где будет единственным лидером христианской страны.
Интересно, что армянские СМИ и экспертное сообщество не обратили такого большого внимания, когда наш якобы союзник по ОДКБ выступил в поддержку Алиева после его нападения на Арцах, как на этот дружественный шаг по отношению к «врагу» России Эрдогану.
То есть, в некоторых кругах Армении шаг Белоруссии против России был воспринят хуже, нежели действия против Армении.
Тем временем, еще остается вопросом делает ли Белоруссия что-то против России, сотрудничая с Турцией. Только накануне президент России Владимир Путин во время очередной своей пресс-конференции заявил, что Турция друг России, и Россия имеет проблемы только с властями этой страны.
Это заявление Путина совершенно не было сюрпризом. Российско-турецкие отношения основаны на стратегически важных общностях, и были нарушены после инцидента с российским самолетом в воздушном пространстве Сирии. После этого Путин заявил, что Россия готова пойти очень далеко в отношениях с Турцией, даже в самых болезненных для Анкары вопросах.
Отношения сейчас практически полностью разрушены, но далеко идущие цели сохраняются. А цель — сохранение статус-кво на Южном Кавказе. Конечно речь не идет о сохранении статус-кво в зоне карабахского конфликта, а о том статус-кво, которое установлено по Московскому договору 1921г. Более того, победа в Карабахской войне нарушила именно этот статус-кво, просто новая ситуация не получила политического или цивилизационного закрепления. Более того, Россия и Турция делают все возможное, чтобы не допустить фиксирования этого. И не случайно после четырехдневной войны Азербайджана против Карабаха Москва с новыми усилиями взялась за продвижение своего плана «территории взамен на миротворцев».
Но армянские военные силы и добровольческий потенциал общества не позволили им в очередной раз примириться за счет армянских интересов и армянской крови. Попытка превратить карабахскую войну в площадку российско-турецкого примирения, которую осуществлял Азербайджан при очевидной поддержке как Москвы, так и Анкары, провалилась, по крайней мере, на данный момент. Конечно, будут осуществляться и новые попытки, пока победа в первой Карабахской войне и ее укрепление во время четырехдневной войны не получили политическое и цивилизационное закрепление.
Но сейчас попытка провалилась, при чем, создавая новую проблему. Четырехдневная война порвала маску продолжительных вражеских действий российской политики по отношению к армянским интересам. Россия в течение войны пыталась сохранить эту маску, переводя стрелки на Турцию. Так как азербайджанский блицкриг не удался, Россия оказалась в тупике и не может сделать какой-либо масштабный шаг не только по отношению к Турции, но и Азербайджана.
Следовательно, появилась необходимость в новом окольном дипломатическо-политическом коммуникационном пути с Турцией. Решение этой задачи взял на себя Батька — Александр Лукашенко. Его поведением во время четырехдневной войны в Карабахе Москва показала Эрдогану, что Лукашенко надежный «связной», через которого Москва и Анкара попробуют восстановить то, что сорвалось во время четырехдневной войны.