Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Это что же получается, все кругом расисты?

© РИА Новости Петр МартынычевАкции протеста в Вашингтоне против расизма полицейских
Акции протеста в Вашингтоне против расизма полицейских
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Никто не может знать наперед, будет ли наш мозг беспристрастен в ситуациях, требующих сочувствия к представителям других рас. Внедрение разнообразия в свой круг друзей, упражнения на видение ситуации с точки зрения разных людей и сознательное признание собственного сходства с окружающими — вот логические шаги в правильном направлении. Но с этим - большие проблемы.

Это что же получается, все кругом расисты?

Неутешительные исследования сыплются одно за другим. Оказывается, подсознательный расизм навязчив. Проявляется в раннем возрасте. И ведет к неисцелимой утрате сочувствия.

Прошлой весной я бросила свои академические обязанности аспирантки и нейробиолога в Мэдисоне, штат Висконсин, и отправилась на демонстрацию с требованиями справедливости для Тони Робинсона (Tony Robinson,), 19-летнего чернокожего парня, что жил в квартале от меня. Робинсон был из местных и частенько рассекал на своем скейте по Вилли Стрит, главной артерии прогрессивной и зеленой части Мэдисона, где расположен одноименной магазин здоровой еды.

В 2015 он был застрелен полицейским в квартире, которую делил с друзьями, после того как полиции сообщили о его якобы сумасбродном поведении. Утверждается, будто Робинсон наелся грибов и галлюцинировал, что в этом хипповом квартале отнюдь не в диковинку — однако друзья рассчитывали, что ему помогут, а не застрелят. После гибели Робинсона группы чернокожих активистов Мэдисона начали кампанию против полицейского произвола, от которого страдают афроамериканцы по всему США.

Во время утренней демонстрации мы промаршировали от места гибели Робинсона до окружной тюрьмы Дейн в деловой части города. Мы с приятелем сидели на траве у тротуара и ели пиццу, которую раздавали организаторы. Понемногу разговорились о взаимоотношении черных с полицией с товарищем по демонстрации, молодым белым парнем.

«Мы должны бороться, потому что это несправедливо», — возмутился он диспропорциональностью полицейских мер против чернокожих. «Полицейские же знают, что у черных больше тестостерона, так чего они лезут в черные кварталы, только вражду провоцировать», — сообщил он. Я была в шоке: оказывается, мой собрат на демонстрации протеста против убийства негра полицейским заявляет, будто бы единственная причина полицейского насилия — в том, что у черных, якобы, больше тестостерона! По его словам, полиция убивает негров, руководствуясь лишь грубой физиологией.

Повисла напряженная тишина. Ни я, ни мой друг не стали опровергать его «факты», однако как только он ушел, мы принялись обсуждать, как расизм может всплыть и в наилиберальнейших из кругов. Ведь отнюдь не все белые считают, что мнимая склонность негров к насилию определяется количеством тестостерона. Но это лишь один из примеров того, как белые приписывают неграм одновременно сверх- и недочеловеческие черты, забывая о том, что мы все — люди. Расовые стереотипы попадаются и гораздо более изощренные, чем этот — однако насилие остается реальным и вполне конкретным.

Пожалуй, самая коварная форма расизма — это расовая бесчувственность или т. н. «эмпатический разрыв». Так, научно доказано, что любой из нас считает представителей другой расы менее чувствительными к боли. Это превратное представление мучит представителей африканской диаспоры десятилетиями без перерыва. Во-первых, неграм регулярно прописывают меньше болеутоляющих, чем другим пациентам, а во-вторых, приписывают принципиально иной уровень физической силы и выносливости. Так, в 2014 году полицейский Даррен Уилсон из города Фергюсон, штат Миссури, охарактеризовал свою жертву, подростка Майкла Брауна, как «демона», который сверхъестественным образом вынес несколько огнестрельных ранений и только потом скончался.

Вооружившись моими знаниями нейробиолога, я пустилась на поиски разгадки. Копаясь в научной литературе, я обнаружила, что исследователи уже успели воспользоваться едва ли не всеми имеющимися техниками обнаружения эмоций, чтобы раскрыть скрытые (или подсознательные) расовые предрассудки, спрятанные глубоко в человеческом теле. В статье от 2009-го года, опубликованной в The Journal of Neuroscience, группа нейробиологов из Пекинского университета установила расовые различия в когнитивной и эмоциональной частях мозга, включая переднюю поясную кору (ППК). Одна из функций ППК — не только фиксировать собственную боль, но и сопереживать чужой. Во время исследования китайским и европеоидным студентам показывали видеоролики с лицами китайцев и белых (некоторые из которых явно испытывали страдание, а некоторые — нет); параллельно ученые проводили сканирование мозга. Ученые установили у испытуемых повышенную активность ППК при наблюдении страдания представителей своей расы и пониженную — при чужой. Так удалось определить расово-мотивированную разницу в эмпатической реакции на боль.

В том же исследовании было установлено, что те испытуемые, что выказали наибольшую реакцию на страдание представителей своей расы, менее всех отреагировали на страдания чужой.

В исследовании от 2010-го года в Current Biology, команда ученых из Болонского университета попыталась измерить эмпатический разрыв, определив его силу. Они предложили урожденным итальянцам и черным афро-итальянцам пройти тест, известный как Тест подсознательных ассоциаций (ТПА). Чтобы установить их подсознательные расовые предпочтения, респондентов попросили совместить, не задумываясь, положительные и отрицательные слова с изображениями черных и белых лиц. Затем участникам эксперимента показали видео, как белые, черные и подсвеченные фиолетовым (т. е. расово-нейтральные) руки колют иглой. В это время эмпатическую реакцию участников измеряли при помощи транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС): чем сильнее реакция, тем выше эмпатия.

Любопытно, что черные и белые участники одинаково отреагировали на уколы в фиолетовую руку. Тем не менее, ни черным, ни белым участникам эксперимента не удалось отреагировать на боль представителей чужой расы столь же сильно, как на боль своей собственной. И снова показательно, что чем выше уровень предпочтения «своих», тем была слабее реакция на боль представителей чужой расы.

В последующем исследовании в Human Brain Mapping от 2013-го года, представители все той же группы ученых провели функциональную магнитно-резонансную томографию (ФМРТ) среди черных и белых респондентов, которым продемонстрировали те же видео с уколами черных, белых и фиолетовых рук. Результаты оказались сопоставимы с предыдущими: максимальная активность в части мозга, называемой островок Рейля и связанной с эмоцией и социальными переживаниями, была зарегистрирована на боль представителей собственной расы, а не чужой (включая и расово-нейтральную фиолетовую). И снова была отмечена корреляция между силой эмпатической реакции и скрытой расовой предвзятостью по ТПА.

Это особенно примечательно в свете еще одного исследования, проведенного Университетом Милан-Бикокка. В нем замерялась потливость рук испытуемых по кожно-гальваническому рефлексу (КГР) под влиянием эмоций или стресса. Выяснилось, что белые участники эксперимента потели гораздо меньше, когда им показывали, как колют черных. Потливость оказалась максимальной при просмотре уколов белых, а реакция на боль азиатов оказалась средней. Сниженная потливость как реакция на боль черных снова была увязана со скрытой расовой предвзятостью по ТПА.

Затем, в исследовании, опубликованном в журнале SCAN, ученые из Венского университета воспользовались все теми же видео с уколами и применили электроэнцефалограмму (ЭЭГ), технику измерения мозговых волн, чтобы определить расово-мотивированные реакции в сенсорно-моторной коре, отвечающей за ощущения и движение. Особенно пристально ученые наблюдали за подавлением волн бета-ритмов — так проявляется сочувствие чужой боли. Наблюдая уколы представителям своей расы, белые участники демонстрировали более высокий уровень подавления, чем на боль черных. И снова было установлено значительное снижение эмоциональной реакции на боль представителей других рас.

Результаты поистине тревожны, но только ли расовые тому причины? Ученые отмечали это явление в разных частях мозга, составляющих т. н. эмпатическую сеть. Однако, может ли быть так, что эмпатический разрыв происходит и вследствие других причин, как, например, идентификация с товарищами по группе? В частности, приступы национализма могут вести к снижению эмпатии к представителям других стран или, тем более, болельщикам команды-соперника. В конечном счете, может быть, раса — это лишь еще одна группа сплочения людей?

Чтобы ответить на этот вопрос, Луис Себастьян Контрерас-Уэрта (Luis Sebastian Contreras-Huerta), тогда представитель Квинслендского университета, разделил участников исследования на расово-смешанные группы. Участникам сообщили, что их коллеги по команде во многом разделяют их собственные воззрения, после чего показали видео, как китайцев и белых колют иглой и трогают ватной палочкой; параллельно испытуемым подвергли функциональной МРТ.

При опросе участники выразили как явные, так и скрытые предпочтения коллегам по команде, невзирая на их расовую принадлежность. Однако данные ФМРТ зафиксировали повышенную активность в островке Рейля как реакцию на боль представителей своей расы — как и при исследовании с черными, белыми и фиолетовыми руками. Таким образом, напрашивается вывод: даже участие в команде единомышленников не отменяет расовой предвзятости (во всяком случае, выявленных ФМРТ).

Наиболее разрушительный эффект от эмпатического разрыва заключается в том, что мы маскируем его в подсознании слоями отрицания, чтобы сберечь нашу социальную репутацию

Я обсудила с Контрерасом-Уэртой его открытие, опубликованное в 2013 в PLOS ONE. «Расовые предрассудки примечательны еще и тем, что в отличие от других групповых социальных предубеждений, многие начисто отрицают свою расовую предвзятость», — рассказал он. «Подавляющее большинство скажет вам, что никакие они не расисты».

Вкратце, в этом и коренится опасность эмпатического разрыва на расовой основе: мы прячем его вглубь подсознательного за слоями отрицания, чтобы сохранить свою репутацию перед лицом общественности. Мы можем сколько угодно отрицать наши внутренние реакции, но на самом деле мы всецело следуем шепоту внутреннего голоса.

Эффект этой расовой предвзятости раскрылся и в исследовании 2014-го год, проведенном учеными Северо-Западного университета. Студентам-афроамериканцам и американцам европейского происхождения на миг (3 процента секунды) показывали лица белых и черных пациентов, после чего перечисляли их страдания. Идея заключалась в том, чтобы продемонстрировать лицо до момента сознательного понимания. Это называется «фиксация установки» или «прайминг».

Студенты, которым показывали фото белых, тяготели к переоценке их страданий, в то время как в случае с фото черных пациентов было наоборот. Обратный эффект наблюдался, когда демонстрация лиц длилась целых семь секунд — этого времени оказалось достаточно, чтобы полностью осознать услышанное. На этот раз большинство сопереживало пациентам, чьи истории предваряли черные лица.

Стереотипы вроде «сильная черная женщина» лестны по своей природе, однако приписывают субъекту сверхчеловеческие способности

Что касается целостного восприятия боли, афроамериканские участники эксперимента оказались чувствительнее своих коллег европейского происхождения. Черные не только справедливее оценили чужую боль, но и отреагировали более расово-нейтральным образом, даже когда им дали наводящую подсознательную установку. Было установлено, что расовые предпочтения проявляются вне поля видимости, полностью не сознаваясь людьми, причем это утверждение особенно справедливо для американцев европейского происхождения. В случае же с осведомленными участниками, которым продемонстрировали черное лицо в течение семи секунд, нередко наблюдалась обратная реакция: многие более выразительно реагировали на страдания черных пациентов, во избежание обвинений в расизме.

Итоги исследования хоть и тревожны, но вряд ли неожиданны для большинства черных. Будучи черной, я по собственному опыту знакома с рядом стереотипов, вроде «сильной черной женщины», которые, даром что лестные по своей природе, все же приписывают субъекту сверхчеловеческие способности терпеть боль, в результате чего окружающие считают, что такой человек нуждается во внимании меньше других.

Эти стереотипы настолько убедительны, что затрагивают самих черных, заставляя их выказывать меньше сочувствия друг другу, чем белым. Согласно исследованию Университета штата Вирджиния от 2012-го года в PLOS ONE, и черные и белые согласны с тем, что черные меньше чувствуют боль. Ученые отмечают, что это явление коррелирует с восприятием социального статуса и перенесенных трудностей. Иными словами, как среди черных, так и среди белых считается, что те, на чью долю выпало больше испытаний, лучше переносят боль. Разумеется, перенесенные невзгоды вовсе не означают, что человек утратил способность чувствовать боль. Как отнюдь не само собой разумеется и то, что черным априори достается более тягот и лишений. Тем не менее, эта превратность в восприятии боли чернокожими приводит к тому, что черным выписывают меньше болеутоляющих и больше подвергают полицейскому насилию.

Оказывается, этот феномен настолько навязчив, что не ограничивается ни взрослыми, ни строго мозговой деятельностью. В 2014-м году Ребекка Дор (Rebecca Dore), детский возрастной психолог при Университете штата Делавэр, провела исследование среди детей, по большей части белых. Детей попросили оценить уровень боли в разных ситуациях, как если, например, ударишься головой или прикусишь язык. Дети оценили не только уровень собственной боли, но и боли, которую в той же ситуации почувствует другой ребенок, будь то белый или черный. Дор отмечает, что уже в возрасте семи лет дети склонны считать, что черные меньше чувствуют боль, чем белые. К десяти же годам расовая предвзятость уже проявляется вовсю. Примечательно, что это никак не коррелирует с тем, насколько дети, по собственным словам, расположены дружить с представителями другой расы. Таким образом, даже маленькие дети имеют некую линию демаркации между осознанными и неосознанными расовыми предрассудками.

«Зачастую мы вбиваем себе в голову, будто дети не различают цвета кожи и любят всех подряд, независимо от расы. Дескать, если им не объяснять специально, то они так ничего и не заметят, и все будет хорошо», — сказала мне Дор по телефону.

«Но очевидно, что это не так. Предвзятость проявляется и у детей, причем довольно рано. Важно учитывать ее, если мы хотим повысить уровень сочувствия как среди взрослых, так и среди детей».

Вышеупомянутые исследования становятся тем значимее, если их применить к ситуациям, где насилие уже произошло. Взять хотя бы тот день, когда Тони Робинсона из Мэдисона застрелили полицейские — вместо того, чтобы помочь ему. Однако еще одна группа исследований демонстрирует, что страх смерти — предмет глубочайшей озабоченности полицейских при исполнении — выводит расовые предрассудки на новый уровень.

Пожалуй, лучшие тому доказательства пришли из Пекинского университета. Ученые просканировали мозги китайских студентов, которым демонстрировали лица азиатов и европеоидов с нейтральными и страдальческими выражениями. Перед этим некоторым студентам дали моментальную установку на смерть, в виде высказываний вроде «мое тело сгниет после смерти». Другим же дали установку на другие неприятные темы, не связанные со смертью, например: «от грядущего экзамена мне не по себе».

Впоследствии было установлено, что азиатские студенты, которым дали установку на смерть, выказали более сильную эмоциональную реакцию на страдание других азиатов. Реакция была отмечена в двух участках мозга — передней поясной коре (ППК) и средней поясной коре, и это созвучно с более ранними результатами.

Исследование, опубликованное в NeuroImage в 2015-м, отмечает, что мысли о смерти, также известные как «осознание собственной смертности», сильно увеличивают эмпатический разрыв среди представителей разных рас. Очевидно, что полицейских при исполнении, это касается в первую очередь.

Испытуемые, которым дали установку в виде фото черных пятилетних мальчиков, чаще принимали игрушки за оружие или видели оружие там, где его не было в принципе

Последней каплей послужило исследование Университета штата Айова, опубликованное в Psychological Science в феврале 2016. Поразительно, но испытуемые, которым дали установку в виде фото черных пятилетних мальчиков, чаще принимали игрушки за оружие или видели оружие там, где его не было в принципе. Наоборот, когда испытуемым в качестве установки дали фото пятилетних мальчиков, но уже белых, эффект оказался обратным: настоящее оружие чаще принималось за игрушки. Эти результаты не сулят черным детям ничего хорошего, поскольку наглядно демонстрируют, что даже нежный возраст не спасет от проявлений расизма. Достаточно лишь вспомнить случай с 12-летним Тамиром Райсом (Tamir Rice) в Кливленде, штат Огайо: он разгуливал по парку с пневматическим ружьем и был застрелен полицией спустя всего две секунды после прибытия.

Все это означает, что среднестатистическому полицейскому предстоит большая работа по предотвращению расово-мотивированных действий. Многочисленные исследования красноречиво свидетельствуют: у нас большие проблемы с междурасовым сочувствием.

Никто не может знать наперед, будет ли наш мозг беспристрастен в ситуациях, требующих сочувствия, однако проявлять участие и заботу по отношению к представителям других рас должно быть проще. Внедрение разнообразия в свой круг друзей, упражнения на видение ситуации с точки зрения разных людей и сознательное признание собственного сходства с окружающими — вот логические шаги в правильном направлении.

Princess Ojiaku (Принсесс Оджиаку) — автор научных публикаций в Scientific American, Popular Science и Pacific Standard. Живет в Чикаго.