За последние три месяца Килис (город на юго-востоке Турции, — прим. перев.) был обстрелян более 30 ракетами и сотнями снарядов. В ходе этих атак семь человек погибли, многие пострадали.
Каждый раз, когда ИГИЛ захватывает районы близ турецкой границы, оно поворачивает свое оружие на Турцию. В тот момент, когда разорвались первые случайные ракеты, допускалось, что во время борьбы ИГИЛ со Свободной сирийской армией (ССА) эти ракеты сбились с курса, при этом использовалось слово «упали». Теперь же мы вынуждены говорить, что ракеты не упали, а были умышленно выпущены.
Хотя сказать, что эти ракеты были ориентированы на определенную мишень, нельзя, в результате речь идет об атаке, которая берет на прицел город и преследует целью причинить вред гражданскому населению в той мере, в какой позволяет дальность этих ракет. Говорят, что эти эффективные в радиусе около двух километров ракеты запускаются с помощью мобильных пусковых установок, которые после запуска могут быть тут же перемещены в другое место. При ответном ударе, если цель не является стационарной, становится сложно уничтожить атакующую ракету после запуска. По сути, это операция «стреляй–беги», и совершенно очевидно, именно так совершаются атаки на Турцию.
Цель — не склонить к вмешательству
В то же время не представляется возможным, чтобы атаки на Килис напрямую повлияли на глобальные внешние связи Турции. Эти атаки в большей степени имеют региональное значение.
Запуск ракеты из-за пределов границ — по сути, повод для объявления войны. Если мы скажем, что такими атаками ИГИЛ пытается втянуть Турцию на территорию Сирии, то нам следует вспомнить, что Турция сталкивалась с гораздо большим количеством провокаций, и уже давно могла ответить согласием на это приглашение, тем не менее, она неоднократно демонстрировала решимость не входить в Сирию.
ИГИЛ, вероятно, знает, что Турция ответит на эти атаки только со своей стороны границы. В этой ситуации можно сказать, что, атакуя Килис, организация пытается сказать что-то другое.
Цель — косвенное давление
ИГИЛ прежде всего говорит, что ССА, а именно — оппозиционная группа, поддерживаемая Турцией, не обладает достаточной силой и потенциалом для того, чтобы сохранять контроль над приграничным регионом. Это в некотором смысле подразумевает, что Турция не может успешно защищать свои рубежи. Но, с другой стороны, ИГИЛ могло участить запуски ракет, поскольку полагает, что для Турции возникнет необходимость усилить поддержку ССА, уступающей свои позиции ИГИЛ. Иными словами, ИГИЛ предупреждает, чтобы Турция держалась подальше от сирийской проблемы, даже если она включена в нее посредством ССА.
ИГИЛ как бы борется и с сирийскими вооруженными курдскими группами, и с силами режима, и с режимом Асада, и с Россией. Но, в конечном счете, ИГИЛ дает дорогу тому, чтобы режим Асада сохранял свое присутствие, Россия оставалась в Сирии, курды набирали силу, а Турция не выходила за пределы своих границ.
Вместе с тем есть еще один сюжет, на который могут указывать ракеты, направленные ИГИЛ в сторону Килиса. Если ССА не может сохранить под своим контролем приграничный регион, Турция не собирается входить в Сирию ради борьбы с ИГИЛ, а борющимся с этой организацией силам тоже не удается быть эффективными в этом районе, тогда Турция во имя обеспечения своей безопасности может ориентироваться на сотрудничество с другой какой-нибудь группой. Более того, у нее не так много альтернатив; группы, способные бороться с ИГИЛ, известны.
Определить, какой, на самом деле, является цель, непросто, но с точки зрения эффектов, создаваемых действиями ИГИЛ, эта организация как будто обращает внимание Турции на сирийские курдские группы.