ДоМайдановские элиты возвращаются – Le Temps
После двухмесячного политического кризиса Верховная Рада утвердила назначение Владимира Гройсмана, правой руки президента Порошенко, на пост премьер-министра, что свидетельствует о стремительном переходе к доминированию президента, усиливающейся уязвимости украинской политической системы и о возвращении на передний план элит эпохи до Майдана.
Практически неизвестный в Европе Гройсман является, тем не менее, опытным украинским игроком. Однако ему пока не сравниться по популярности с «тенорами украинской политики» — Юлией Тимошенко, Михаилом Саакашвили, Андреем Садовым.
По утверждению многих источников, Владимир Гройсман накануне своего назначения пошел на конфликт со своим покровителем из-за кандидатур министров экономики, финансов, энергетики и здравоохранения, продемонстрировав первые признаки политической независимости.
«В краткосрочной перспективе Порошенко одерживает победу, получая практически полный контроль над правительством, но он больше не сможет прятаться за своим премьер-министром, — считает Андерс Аслунд, специалист по Украине из Атлантического совета (США). — Но основное беспокойство связано с тем, что это правительство будет еще менее реформаторским и компетентным, чем предыдущее. Есть опасность, что оно не сможет соответствовать требованиям МВФ, к тому же многие из новых министров уже были замечены в финансовых злоупотреблениях».
Все убежденные реформаторы, такие как министр финансов Наталья Яресько, убраны из правительства.
Несмотря на давление гражданского общества, старые элиты снова оказываются в милости: так, новый министр финансов Александр Данилюк был советником Виктора Януковича.
Складывается впечатление, что Петр Порошенко берет власть под свой полный контроль.
Влияние олигархов усиливается — Foreign Policy
Уроженка США, ставшая министром финансов Украины, полагает, что знает, как бороться с экономическими и политическими невзгодами страны. К сожалению, она думает также, что большая часть украинской деловой и политической элиты будет биться за сохранение текущего положения дел.
Это резкое суждение Натальи Яресько, которую смещают с поста в связи с назначением нового кабинета министров, прозвучало на фоне попыток Киева выйти из тягостного политического тупика.
Украинский парламент объявил о формировании нового правительства в четверг. Задача — выйти из многомесячного ступора, однако реформаторы уже начали жаловаться, что в результате данного маневра усилится влияние на экономику могущественных политиков и богатых олигархов.
«Украина в высшей степени зависит от программы МВФ. И я считаю, что это огромный актив», — сказала Яресько в Атлантическом совете (Вашингтон). По ее мнению, «необходимо полностью реализовать имеющуюся программу, включая болезненные преобразования».
Формирование нового кабинета приходится на период падения доверия общества к правительству, особенно к Порошенко. По опубликованным в четверг данным опроса Международного республиканского института (создан и финансируется США), 76% украинцев полагают, что их страна движется «в неверном направлении», а рейтинг доверия президенту упал с ноября 2015 года с 25% до 17.
Не лучший выбор Порошенко — Corriere della Sera
После ряда громких отставок украинский президент назначил своего преданного соратника премьер-министром.
Украинская демократия с самого начала существования переживала сложные времена. Но то, что произошло в последний месяц, скорее походит на еще неудавшуюся попытку самоубийства.
Разделившаяся на прозападников и приверженцев России, лишенная Крыма, аннексированного Путиным, получающая поддержку от МВФ и ЕС, Украина обещала с максимальной энергией реализовывать идеалы революции Майдана.
В прошлом месяце ушел в отставку министр экономики Абромавичус, объясняя свое решение невозможностью осуществления реформ из-за коррупции.
Затем состоялась отставка генерального прокурора Шокина, которого обвиняли в оказании помощи коррупционерам и олигархам. И вот теперь отставка премьера Арсения Яценюка, который напоследок резко высказался в адрес предпринимателей, продажных судей и олигархов, к числу которых следует отнести и президента Порошенко.
Спокойно, говорит Порошенко, новое правительство возьмется за обещанные реформы. Возможно, но пока что МВФ замедлил предоставление Киеву траншей льготного кредита в 18 млрд долларов.
Гройсман абсолютно лоялен Порошенко — Sueddeutsche Zeitung
Теперь Владимир Гройсман — новый человек на самой верхушке. Еще до своего избрания на пост премьера, Гройсман объявил, что с ним в Украине все будет лучше. Его правительство будет действовать эффективно и открыто, оно будет ориентировано на реформы и стабилизацию ситуации, а также на активизацию экономики страны.
Президент, в свою очередь, пригрозил, что распустит парламент, если он, наконец, не найдет компромисс. А потом, посмотрев на Гройсмана, сказал, что ожидает, что парламент выберет стабильное, ответственное новое правительство, потому что отсутствие политической власти чрезвычайно опасно для страны.
Заявление Петра Порошенко в начале недели касалось затяжного политического кризиса, разваливающейся правительственной коалиции и ушедшего в отставку премьер-министра Яценюка, который давно считался «хромой уткой».
Однако, Порошенко не упомянул, что он сам является частью и двигателем этого кризиса, что он хотел избавиться от Яценюка и ослаблял его, что в Верховной Раде он, конечно же, защищает не только интересы своей страны, но и свои собственные. И, что он уже давно высмотрел и определил преемника Яценюка.
Гройсман считается энергичным и абсолютно лояльным; сейчас президент может этим воспользоваться, в личном и политическом плане. Поскольку ситуация критическая: референдум в Нидерландах поставил под вопрос будущее Соглашения об ассоциации с ЕС.
На востоке Украины бои стали более интенсивными, минские соглашения в принципе заморожены. Вера населения в готовность правительства к реформам быстро истощается. Экономика находится в кризисе, инфляция съедает слабый рост.
Международный валютный фонд (МВФ) сейчас медлит с выплатами следующих траншей из-за правительственного кризиса, который будет сопровождаться еще более интенсивной борьбой — за реформу судебной системы и пост Генерального прокурора, и борьбой с эндемической коррупцией в стране.