Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Каждый год Вооруженные силы Норвегии реагируют на десятки российских самолетов

© AFP 2016 / Norwegian Air Force / SCANPIXНорвежский летчик ВВС на истребителе F-16 сфотографировал российский самолет Су-27 в сопровождении Ил-78 и Ту-95 (вне кадра)
Норвежский летчик ВВС на истребителе F-16 сфотографировал российский самолет Су-27 в сопровождении Ил-78 и Ту-95 (вне кадра)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американцы резко отреагировали на то, что российские Су-24 совершили облет американского эсминца «Дональд Кук» в международных водах Балтийского моря. Многие считают этот маневр опасным и необычным. Между тем идентификация и перехваты иностранных самолетов в международном воздушном пространстве — почти ежедневная работа норвежских истребителей.

Министерство обороны США вчера резко отреагировало на то, что российские истребители на большой скорости пролетели всего в десяти метрах от американского эсминца «Дональд Кук» в международных водах Балтийского моря.

Американцы считают, что облет был как непрофессиональным, так и опасным, и назвали его самым агрессивным действием за последнее время. Россия со своей стороны заявляет, что облет проходил с соблюдением всех правил безопасности, и что это произошло потому, что американское судно слишком близко, по ее мнению, подошло к одной из российских военно-морских баз.



Многие рассматривают этот маневр как опасный и необычный. Между тем идентификация и перехваты иностранных самолетов в международных водах и международном воздушном пространстве является почти ежедневной работой норвежских истребителей.

Перехват и идентификация

Когда российские самолеты подходят слишком близко к воздушному пространству Норвегии, самолеты F-16, расположенные на оперативной базе НАТО быстрого реагирования Quick Reaction Alert (QRA) в Будё, поднимаются в воздух на перехват российских самолетов.

Важнейший вклад Норвегии в деятельность оборонного альянса состоит в том, что самолеты на главной военно-воздушной базе в Будё находятся в 15-минутной готовности и в течение года десятки раз вылетают на задание, чтобы идентифицировать и перехватить российские самолеты.

Все самолеты, перехваченные или идентифицированные военно-воздушными силами Норвегии за последние 30 лет, были российскими. Идентификация всех самолетов происходила в международном воздушном пространстве или над нейтральными международными водами. В наше время границы норвежской территории не были нарушены ни разу.

В 1984 году Норвегия идентифицировала сотни российских самолетов в течение года. После падения Советского Союза количество таких самолетов резко сократилось.

Рост в соответствии с планами Путина

В 2007 году — параллельно с намерениями президента Владимира Путина расширить присутствие России на международной арене — резко возросло количество вылетов норвежских истребителей, пишет министерство обороны в одном из отчетов.

«Команда на вылет поступает, когда самолеты настолько близко подходят к норвежскому воздушному пространству, что норвежские самолеты должны подниматься в воздух с базы в Будё, чтобы идентифицировать самолеты, которые обычно летят без сигнала опознания. Мы видим на экране радара неизвестную цель и должны определить, что это такое», — говорит представитель оперативного штаба армии капитан Брюньяр Стурдал в беседе с Dagbladet.

Стурдал рассказал, что русские, в свою очередь, идентифицируют норвежские самолеты, находящиеся вблизи российской территории.

«Идентификация на море и в воздухе — обычная вещь», — говорит Стурдал.

В опасной близости

Бывший пилот F-16 старший лейтенант Гейр Эдегорд (Geir Ødegaard) поясняет, каким образом норвежская сторона идентифицирует российские самолеты.

«Задача состоит в том, чтобы идентифицировать и перехватить самолеты до того, как они войдут в норвежское воздушное пространство. Это показывает, что мы внимательно следим за тем, что происходит, и реагируем на это. Кроме того, мы получаем данные о том, сколько самолетов появляется, какой это тип самолетов, и как часто они появляются. Таким образом можно также отследить порядок действий и изменения в нем», — говорит он.

Опасная близость

Когда облет произошел в Балтийском море на этой неделе, российский истребитель находился всего в десяти метрах от американского эсминца.

Норвежские пилоты также оказались в подобной ситуации в прошлом году. Тогда российский МиГ-31 пролетел в опасной близости от норвежского F-16. Самолеты находились на расстоянии примерно 20 метров друг от друга.

© AFP 2016 / Norwegian Air Force / SCANPIXНорвежский летчик ВВС на истребителе F-16 сфотографировал российские самолеты
Норвежский летчик ВВС на истребителе F-16 сфотографировал российские самолеты


Военные сообщают, что подобные эпизоды происходят очень редко, и в большинстве случаев все проходит спокойно. В то же время случается, что российские власти серьезно воспринимают ответные действия. Большинство вылетов — обычная рутина без всякой агрессии, но старший лейтенант Палле Эдстебё (Palle Ydstebø) из штабной школы армии говорит, что близкие пролеты могут быть опасными.

«Это не несет в себе никакой угрозы в том смысле, что это может развязать войну. Но есть определенная доля риска, поскольку может произойти авария», — говорит он.

Активность снизилась

Количество вылетов показывает, что активность русских вблизи норвежского воздушного пространства постоянно росла с 2007 года. Кульминационным был 2014 год. После этого активность стала спадать и в 2015-м году, и в 2016-м. Эксперты объясняют это использованием ресурсов России в Сирии.

«Спад в прошлом году — это интересно, и единственное объяснение, которое мы можем предложить, состоит в том, что их ресурсы были задействованы в Сирии», — говорит Эдстебё.

В прошлом году почти весь флот самых популярных российских бомбардировщиков Туполев Ту-95 (НАТО называет их «медведями», «Bear») остался на земле после нескольких аварий. Это тоже могло способствовать спаду активности.