Если бы живущему в Финляндии американскому преподавателю Тиму Уокеру (Tim Walker) пару лет назад сказали, что его класс однажды попадет в документальный фильм известного режиссера Майкла Мура (Michael Moore), он бы не поверил. Тем не менее, это случилось.
В документальном фильме Where to Invade Next («Куда бы еще вторгнуться»), финская премьера которого состоялась 15 апреля, режиссер Майкл Мур ищет ответ на вопрос о том, каким образом финская школьная система за сравнительно короткий срок достигла таких блестящих показателей и стала образцом для тех стран, которые хотят достичь хорошего уровня образования.
В документальном фильме, привлекшем внимание многих еще до премьеры, есть интервью с министром образования Кристой Киуру (Krista Kiuru), приглашенным профессором Гарвардского университета Паси Салбергом (Pasi Sahlberg) и многими американскими учителями, работающими в Финляндии. Один из них — Тим Уокер, учитель младших классов школы Рессу в Хельсинки, который своими коллегами принял участие в фильме.
«Не мог себе представить, что однажды вместе со своим классом попаду в документальный фильм Майкла Мура. Он влиятельная, однако неоднозначная личность в США. Когда я узнал о возможности побеседовать с ним, я очень удивился.
Кроме школы Рессу, Уокер побывал в школах разных частей Финляндии. «В США очень интересуются финской системой школьного образования. Поскольку я живу в Финляндии и работаю в школах, я считаю одной из своих обязанностей рассказать о местной школьной системе и американцам».
Блог Уокера Taught by Finland и страница в Фейсбуке уже собрали более 20 тысяч читателей, его юмористические заметки о различиях в финской и американской культуре известны во всем мире и даже были напечатаны в американском журнале The Atlantic.
«Мне действительно было тяжело ей поверить. Я считал, что рабочий день хорошего преподавателя не может таким коротким».
Кроме того, информация о школьных переменах и их продолжительности удивила добросовестного американского учителя.
«Моя жена рассказала, что в финских школах практически каждый час перемены по 15 минут. В это время учителя уходят в учительские пить кофе и читать газеты».
«Я сказал, что этого не может быть. Хорошие учителя так не делают», — смеется Уокер.
Мнение учителя изменилось только в Финляндии, когда Уокер сам стал частью финской школьной системы в начальных классах школы Рессу. Разница была большой: в Финляндии минимальная нагрузка преподавателя составляет 18 часов в неделю, в то время как в США — в среднем 30 часов в неделю.
«Я оказался в абсолютно других учебных условиях и начал замечать, что все можно делать не так, как я привык, но при этом все равно можно достичь великолепных результатов. Учителю не нужно работать по 50 часов в неделю, чтобы заставить учеников учиться.
По словам Уокера, в США о длинных и суматошных буднях учителей уже слагают анекдоты. Вкалывающие по 50 часов преподаватели расстраиваются из-за того, что не успевают даже сходить в туалет.
«В Финляндии ни от кого не услышишь жалобу о том, что не хватает времени на то, чтобы сходить в туалет. У вас же есть пятнадцатиминутный перерыв практически каждый час».
В США же нет таких царских перерывов между уроками.
«В начальных классах продолжительность учебного дня — семь часов, из которых перемены составляют всего двадцать минут. Перемены устраиваются каждые два-три часа».
Уокер, тем не менее, напоминает, что назвать американскую школьную систему образования плохой по сравнению с финской было бы очень просто.
«В целом, обучение в американской школе, тем не менее, вызывает больше стресса. Школьные дни длиннее, времени на перемены нет, больше тестов и домашних заданий. Это сказывается на том, что у школьников наблюдается стресс, а у учителей в худшем случае наблюдается депрессия от переутомления на работе. Практически все без исключения американские учителя, приезжающие в финские школы, обращают внимание на то, что здесь школьники не находятся под давлением».
Кроме того, Уокер особенно выделяет одинаковый уровень финских школ, что является очень необычным для американской системы. В США школы сильно различаются в зависимости от своего местоположения. Лучшие школы находятся, как можно догадаться, в самых богатых районах, где на образование выделяются большие финансовые ресурсы.
«В Финляндии большой разницы между школами не наблюдается, вне зависимости от того, где находится школа — в Хельсинки, Турку или где-нибудь в Лапландии. Качество образования везде примерно одинаковое. В бедных районах США школам не хватает денег, в то время как в Финляндии самым бедным районам оказывается различная помощь.
По мнению Уокера, Финляндия, по крайней мере, могла бы поучиться у страны за океаном развитию социальных навыков у детей. По его словам, в американских школах день начинается с того, что весь класс садится в кружок, и преподаватель рассказывает о важнейших событиях этого дня, ученики могут пообщаться или даже спеть вместе.
Пользу от таких утренних собраний Уокер видит в развитии и поддержании сплоченности класса. В лучшем случае, количество ссор в финских школах можно было бы снизить, если бы у учащихся было время укрепить сплоченность на общих утренних встречах.
Уокер рассказывает, что опробовал ежедневные утренние встречи со школьниками в начальных классах Рессу. Через некоторое время он заменил их на еженедельные. В конце концов, ему пришлось совсем от них отказаться, потому что возникла большая проблема.
«Утренняя беседа может продолжаться 20-30 минут. В финских школах на это трудно найти достаточно времени».