В парламенте Бразилии началась процедура импичмента в отношении президента Дилмы Русеф (Dilma Rousseff). Примечательно, однако, что в отношении большинства самих членов Национального конгресса ведутся расследования. Таким образом, в этом конфликте речь идет кое о чем другом.
Бразильский Конгресс показал свое истинное лицо. Большинство депутатов не только проголосовали за отстранение президента Дилмы Русеф от власти. Парламентарии, кроме того, прибегли к противозаконным средствам, чтобы вывести «подбитое судно» под названием «Бразилия» на откровенно правый курс.
Большинство депутатов ссылались в ходе голосования на Бога и семью. Жаир Болсонаро (Jair Bolsonaro) в своей пламенной речи даже принялся защищать одного из самых жестоких мучителей времен военной диктатуры. Другие его коллеги говорили о коммунистической опасности, исходящей от левой Партии трудящихся, членами которой являются Русеф и ее предшественник на посту президента Луис Инасиу Лула да Силва (Luiz Inácio Lula da Silva).
Русеф обвиняют в подтасовке бюджетных показателей и неправомерном использовании пожертвований. Но есть и еще один момент: ее победа на выборах двухлетней давности с очень незначительным преимуществом создала видимость, что большая часть бразильского общества настроена консервативно.
По выступлениям многих депутатов стало заметно влияние евангеликальных церквей, которое в крупнейшей стране Латинской Америки постоянно растет, — равно как и лицемерие этих ораторов. «Пусть Господь смилостивится над нашей страной!», кричал не кто иной, как евангелист, председатель парламента Эдуарду Кунья (Eduardo Cunha), в отношении которого Высшим федеральным судом заведено уголовное дело о коррупции. Его обвиняют в получении взяток в размере 40 миллионов американских долларов, а также во владении несколькими банковскими счетами в Швейцарии.
Против 60% из в общей сложности 594 депутатов ведутся расследования, в частности, по делам о коррупции, подкупе избирателей, похищениях и убийствах. Журналист Кловис Росси (Clovis Rossi) назвал в газете Folha de Sao Paulo процедуру импичмента в отношении президента «оргазмом прогнившей системы».
Председатель парламента Кунья в случае отставки Русеф, должность которой займет ее нынешний заместитель Мишел Темер (Michel Temer), станет вице-президентом — если только комитет по этикету Конгресса еще раньше не снимет его с должности председателя. Против Темера также ведется расследование, так что ему тоже грозит импичмент. Все эти предпосылки никак нельзя назвать идеальными для объединения глубоко расколотой нации.
Посты и доходы
Депутаты, проголосовавшие за импичмент в отношении Русеф, теперь предъявят счет Темеру: им будут нужны посты и связанные с этим доходы. Многие из них надеются, что после победы оппозиции удастся «спустить на тормозах» провозглашенную ранее «Операцию Автомойка» (Lava Jato), в ходе которой расследуется гигантский коррупционный скандал вокруг нефтяного концерна Petrobras.
Судья Серджо Моро (Sergio Moro), ведущий расследование, сыграл свою роль в том, чтобы «загнать в угол» Русеф и Партию трудящихся. Тем самым он, по мнению многих депутатов, выполнил свой долг. Многие демонстранты, поддерживающие Моро, объявили, что будут и дальше участвовать в акциях протеста против коррупции и в поддержку судьи. Однако в парламенте протестное движение, похоже, уже достигло своего апогея. До отстранения президента от власти осталось всего ничего, и теперь все обратили взоры к вице-президенту Темеру, которому предстоит сформировать новое правительство.
Впрочем, на пути к смене власти в Бразилиа остается еще ряд преград: в частности, само решение об импичменте принимает верхняя палата парламента — Сенат. Голосование о начале процедуры импичмента должно состояться до середины мая. Для положительного решения будет достаточно простого большинства голосов. Впрочем, расклад голосов в парламенте в ночь с воскресенья на понедельник был настолько очевидным, что сенаторы теперь вряд ли проголосуют против.
В случае положительного исхода голосования в Сенате президент будет отстранена от власти на шесть месяцев, в течение которых получит возможность организовать собственную защиту. При окончательном голосовании в Сенате будет необходимо большинство в две трети голосов. Таким образом, процедура импичмента может растянуться в общей сложности до октября или ноября.
Надежда Русеф
Президент неоднократно заявляла, что не уйдет добровольно со своего поста. Однако в случае положительного голосования в Сенате она разом превратится в этакого политического «зомби». Хотя ей и будет дозволено остаться жить в своей официальной резиденции — во Дворце Рассвета, доступ в президентский дворец ей будет закрыт, и, на, как признала сама, окажется «вне игры».
Ее единственная надежда связана с тем, что Партии трудящихся и бывшему президенту Луле удастся оказать сильное давление на «парламентских путчистов». В таком случае Сенат теоретически может воспротивиться нижней палате и восстановить Русеф в должности.
Общественные движения и профсоюзы выйдут на баррикады против импичмента, а Лула постарается набрать в борьбе с «парламентскими путчистами» достаточное количество голосов для того, чтобы выставить кандидатуру на следующих выборах в 2018 году. Впрочем, ему вновь придется иметь дело с судьей Серджо Моро: если Лула останется без министерского поста, именно этот судья из города Куритибы (Curitiba) вновь будет вести расследование против него. А уж он-то постарается сделать все для того, чтобы отправить бывшего президента за решетку.
Приближенные к правительству политики минувшей ночью предложили еще один вариант: по данным информационной службы Folha de Sao Paulo, руководство Партии трудящихся размышляет над тем, чтобы инициировать новые выборы. Русеф могла бы предложить законопроект, согласно которому, срок ее полномочий был бы сокращен на два года, но при этом она получила бы возможность участвовать в новых выборах. Эти выборы могли бы состояться одновременно с запланированными на октябрь этого года региональными выборами.
Ряд депутатов дал в ходе голосования в минувшую ночь понять, что они считают новые выборы наилучшим выходом из сложившейся кризисной ситуации. Однако такое решение будет возможно лишь в случае внесения изменений в Конституцию. Вице-президент Темер и оппозиция, однако, вряд ли согласятся на такой вариант: они и без всяких выборов вплотную приблизились к тому, чтобы взять власть в свои руки.