В минувшие выходные Пентагон сообщил, что российский истребитель Су-27 в международных водах над Балтийским морем «небезопасным способом и непрофессионально» перехватил американский самолет-разведчик. Лаконичные объяснения происшествия со стороны американских и российских чиновников многим были непонятны: что значит «безопасно» и «небезопасно» перехватить самолет? Как могли и должны были должным образом вести себя россияне или американцы? Что происходит — почему в такое время подобные инциденты повторяются, какими могут быть последствия? На самом деле, эти и другие вопросы часто остаются без ответа, хотя это не первый такой инцидент. И не только в небе. Недавно Су-24 опасно маневрировали над американским эсминцем USS Donald Cook.
Что произошло и почему это важно?
В минувший четверг произошел инцидент, который мог иметь печальный исход. По словам пресс-секретаря Пентагона Лауры Сил, американский RC-135 следовал по обычному маршруту, в международном воздушном пространстве над Балтийским морем, в российское пространство самолет не заходил. Однако неожиданно к нему опасно приблизился российский Су-27 и в нескольких метрах от американского разведчика продемонстрировал «бочку», облетев вокруг американского самолета.
Пентагон оценил действия российского самолета, как небезопасные и непрофессиональные. Представитель МО России Игорь Конашенков, в свою очередь отрицал, что истребитель представлял опасность. По его словам, «в этот день дежурные силы ПВО над акваторией Балтийского моря обнаружили неизвестную воздушную цель, которая с большой скоростью направлялась к российской государственной границе», а весь полет был совершен по правилам.
Сам факт, что российский истребитель перехватил американский самолет-разведчик, важен в силу нескольких причин. Во-первых, важен сам факт, что над Балтикой летает RC-135U.
У США есть лишь два самолета такого типа (но есть десятки других моделей RC-135) и то, что один из них постоянно кружит над Балтикой — это важно. Эти самолеты могут тайно следить за российскими самолетами, за сигналами ПРО С-400 в Калининградской области и за сигналами других радаров. Информация о том, что RC-135 появился над Балтийским морем, впервые появилась в 2014 году, после оккупации Крыма. Страны Балтии попросили США о помощи и получили ее.
С другой стороны, перехват самолета — само по себе неагрессивное действие. Его часто осуществляют дислоцирующиеся в Зокняй истребители НАТО. Истребители настигают объект, идентифицируют его, пытаются установить связь с пилотами. Если перехваченный самолет не нарушает воздушное пространство и не представляет опасности, его просто какое-то время сопровождают. Однако на этот раз российский истребитель опасно маневрировал.
Почему перехват был неправильным?
Можно поднимать вопрос поведения российских пилотов. Они прогнали американский самолет — нечего им тут летать вдоль российской границы, пусть радуются, что не сбили! Пусть летают у берегов США. Неверно. Необоснованно сбитый самолет может вызвать отрицательную реакцию, вплоть до военных действий. Тем более что американский самолет находился в международной зоне над Балтикой. Там постоянно летают российские самолеты, их перехватывают истребители НАТО и нейтральных стран — Швеции и Финляндии. Но они делают это цивилизовано, без провокаций и опасных маневров.
Кстати, такие действия россиян нарушают подписанный в 1972 году договор между Москвой и Вашингтоном о поведении в международном воздушном пространстве и водах. Многие россияне считают, что пилот поступил хорошо, он молодец — показал американцам высший пилотаж, а МО России считает, что никакой опасности не было. Однако многие страны региона подчеркивают, что в последнее время именно российские пилоты ведут себя агрессивно — они летают над Балтикой, не предоставляя планов своего полета, без автоответчиков, а учения проводят даже в экономических зонах других стран, разгоняя гражданские самолеты и суда. Почти год назад произошел идентичный инцидент — над Балтийским морем Су-27 перехватил американский RC-135, он находился в 7 метрах от него. В воздухе — это опасное расстояние — к примеру, в 2001 г. китайский истребитель также близко подлетел к американскому EP-3: самолеты столкнулись.
Почему Россия так себя ведет?
Некоторые аналитики, особенно те, что повторяют позицию Москвы, говорят, что такие агрессивные действия России — ответ на укрепление сил НАТО в регионе Балтийского моря. Кроме того, самолет-разведчик у Калининградской области — явно злит российских военных — россияне не могут работать, потому что не хотят, чтобы их сигналы зафиксировали. На Западе такие действия любят объяснять тем, что Россия хочет показать свою мощь, особенно на Балтике. К примеру, бывший эксперт в Пентагоне Марк Шнайдер оценил провокации Кремля как попытку запугать потенциальных противников.
Кроме того, по словам эксперта, большая часть провокаций предназначена для внутренней российской аудитории — кремлевская пропаганда сообщает об «успешных действиях отважных российских пилотов», отгоняющих от границы «трусов американцев». «Это как в джунглях — только начинаешь движение по другой территории, как местные демонстрируют свои амбиции. Нам известны такие имперские амбиции России, в этих нейтральных водах они считают себя хозяевами, все встречают, как нарушителей, — сказал Жентялис. — Россия задает пилотам тон, чтобы они действовали жестче. Я не сомневаюсь, что это было согласовано, был приказ, ведь пилоты не могут действовать самостоятельно, поскольку это может вызвать международный скандал». Однако у России может быть и иная цель: тренировка пилотов.