Что-то должно поменяться — в этом сомнений нет. Российская экономика стремительно снижается уже два года подряд, причем перспективы остаются мрачными. Глава Центрального банка Эльвира Набиуллина недавно сказала, что даже при цене на нефть на уровне 100 долларов за баррель ВВП не сможет вырасти больше, чем на 2% в год, если Россия не решится на структурные реформы и не улучшит инвестиционный климат.
Одновременно в пользу решительных действий высказался Владимир Якунин, который на протяжении десяти лет возглавлял компанию «Российские железные дороги» и которому, несмотря на приближенность к президенту Владимиру Путину, в прошлом году неожиданно пришлось покинуть свой пост. Однако это единственное, в чем Набиуллина и Якунин сходятся во мнениях. Последний настаивает на реформах, в частности, в самом ЦБ, причем предлагает при этом вернуться в прошлое.
Вместо предполагавшейся изначально «почетной ссылки» в парламент Якунин основал аналитический центр «Диалог цивилизаций» и разработал совместно с Московским государственным университетом программу реформ. В программе, в которой использована терминология, напоминающая о советских временах, предлагается усиление государственного планирования и разнарядка, в соответствии с которой отдельные ведомства отвечали бы за те или иные производственные факторы. Кроме того, по мнению Якунина, Москва должна отказаться от введенного в 2014 году «гибкого» обменного курса рубля и вместо этого непосредственным образом определять те или иные денежно-политические факторы. Этот вариант для «такой небольшой и ориентированной на добычу полезных ископаемых экономики как Россия» был бы, по его мнению, оптимален.
Однако наряду с практическими препятствиями для подобных «реформ» у суровой реальности есть и другие веские контраргументы: свободный и падающий рубль уже сыграл решающую роль в том, что последствия обвала цен на нефтяном рынке оказались для российского бюджета и нефте- и газодобывающей промышленности умеренно отрицательными. А вот в том, что плановая экономика на советский манер может оказаться успешной, есть большие сомнения. Но, как бы то ни было, доклад Якунина и Ко. показывает, какие идеи могут вертеться даже в университетских кругах.