Мировая экономика приближается к точке, которая по мнению политических деятелей разных стран, может оказаться опасным поворотным моментом, поскольку народные выступления в США и Европе угрожают разрушить альянсы, которые формировались и укреплялись на протяжении нескольких десятилетий и которые позволили наладить механизмы свободной торговли и расширить экономические связи между различными странами.
Напряженность достигла точки кипения в Великобритании, где через два месяца должен пройти референдум по вопросу о выходе из состава Евросоюза. Международный валютный фонд, который в эти выходные завершил свои ежегодные заседания в Вашингтоне, предупредил, что выход Великобритании из ЕС — это «реальная возможность», которая может положить начало новой эпохе неопределенности и подорвать основы и без того медленного восстановления мировой экономики.
Однако подобные тревоги коснулись не только Соединенного Королевства. Партии, активно выступающие против членства в ЕС, набирают мощь во многих европейских странах, особенно во Франции и Германии, а кандидаты в президенты США Дональд Трамп (Donald Trump) и Берни Сандерс (Bernie Sanders) выступают против подписания Америкой ряда ключевых соглашений.
Масла в огонь подливают производственные рабочие по обе стороны Атлантики, которые ощущают себя выброшенными за борт в результате стремительно растущей международной конкуренции. Их недовольство вылилось в создание политических движений, осуждающих принципы глобализации — свободная торговля и открытые границы — которые называли дорогой к процветанию с момента окончания Второй мировой войны.
«Попытки повернуть время вспять, попытки уцепиться за достижения прошлого приведут к печальным последствиям. Потому что мы не можем этого сделать, — сказал Ганс Тиммер (Hans Timmer), ведущий экономист Всемирного банка по Европе и Центральной Азии. — Если страны сойдут с пути глобализации, мы столкнемся с крайне негативными экономическими последствиями».
Разрушение устоявшихся экономических отношений, несомненно, будет крайне тяжелым процессом. Если британцы решат положить конец 43-летнему членству Великобритании в ЕС, ее лидерам придется заново проводить переговоры с остальными европейскими странами по различным соглашениям, касающимся торговли, финансов и социального обеспечения. Перспектива выхода Великобритании из Евросоюза привела к падению курса фунта стерлингов до самого низкого уровня за последние семь лет. Как показали результаты недавно проведенных опросов, британцы придерживаются диаметрально противоположных точек зрения в этом вопросе, и довольно значительный процент населения пока не принял окончательное решение.
Финансовые рынки готовятся к резким скачкам. По мнению инвесторов, в момент голосования по вопросу о выходе страны из ЕС колебания лондонского основного фондового индекса могут составить до 6,5%, согласно анализу, проведенному компанией Macro Risk Advisors. В апреле Банк Англии предупредил о том, что выход из Евросоюза может привести к дальнейшему падению курса национальной валюты, к сокращению объемов кредитования и росту процентных ставок для частных лиц и компаний.
Однако в этом докладе не были учтены возможные последствия выхода Великобритании для других стран-членов ЕС, в которых он может спровоцировать подъем националистических движений и экономическую цепную реакцию. Во Франции ультраправый «Национальный фронт» пообещал провести референдум по вопросу о выходе страны из Евросоюза в том случае, если в результате президентских выборов в следующем году к власти придет кандидат от этой партии. А в Германии ультраправая партия стала третьей крупнейшей партией в стране.
«Сейчас мы переживаем очень затянувшийся период неопределенности, мы не понимаем, что представляет из себя наш мир», — сказал Колин Эллис (Colin Ellis), аналитик агентства Moody’s.
В апреле МВФ понизил свой прогноз для мировой экономики на этот год с 3,4% до 3,2% — это уже четвертое по счету понижение — и даже эти цифры могут оказаться чрезмерно оптимистичными. Чиновники отметили, что масштабы рисков растут, назвав одним из них рост националистических настроений.
«Существует опасность, что представители среднего класса и малообеспеченные слои населения останутся позади, что обернется более активными призывами к протекционизму и распаду», — отметила глава МВФ Кристин Лагард (Christine Lagarde).
Экономисты долгое время утверждали, что польза от глобализации намного превышает ее негативное влияние на рабочих, которых смогут заменить другие рабочие, находящиеся на другом конце планеты. МВФ и Всемирный банк являются продуктами поствоенного консенсуса, согласно которому более глубокая экономическая интеграция может не только помочь положить конец политическим раздорам, но и привести к всеобщему росту.
Во многих отношениях так и получилось. Экономисты часто указывают на низкие цены на одежду и компьютеры, стараясь обосновать свою точку зрения: потребители в развитых странах имеют возможность приобретать недорогие товары, а рабочие в развивающихся странах имеют возможность работать и зарабатывать на жизнь. По оценкам Всемирного банка, в прошлом году число людей, живущих в нищете, опустилось ниже отметки в 10% от мирового населения — для сравнения в 1990 году в таких условиях жила треть населения планеты.
Всемирный банк поставил перед собой цель искоренить нищету, определяемую как необходимость жить менее чем на 1,9 доллара в день, уже к 2030 году, и президент банка Джим Ен Ким (Jim Yong Kim) предупредил, что изменение политических настроений может поставить под угрозу успешное выполнение этой задачи.
«Это движение по направлению к изоляционизму и от свободной торговли очень плохо сказывается на бедных людях», — сказал Ким на прошлой неделе в Вашингтоне.
Однако многие сторонники националистических движений в Европе и США являются рабочими среднего и пожилого возраста, которые считают, что в результате глобализации они оказались в самом низу экономической иерархии. Уровень занятости в сфере производства в Соединенном Королевстве упал примерно на треть с 2000 года, как сообщает Организация экономического сотрудничества и развития, тогда как в США этот показатель снизился на 20%.
Дэвид Аутор (David Autor), экономист из Массачусетского технологического института, проанализировал биржи труда в тех американских городах, где компаниям приходилось конкурировать с китайскими импортными товарами. Он обнаружил, что уровень безработицы там оставался высоким в течение 10 лет и что уровень доходов рабочих был ниже, чем в среднем по стране.
«Создается впечатление, что все это не принесло никаких результатов, — сказал ведущий экономист МВФ Морис Обстфельд (Maury Obstfeld). — Проблема заключается в том, что торговля порождает победителей и проигравших. И пока мы не смогли найти способ адекватно позаботиться о проигравших».