Россия прочно стоит на своих позициях. Как самая большое государство по площади занимаемой территории, шестая по величине экономика в мире, девятая страна по численности населения, а также обладатель постоянного кресла в Совете Безопасности ООН, Россия — и этого никто не станет отрицать — является мощным и влиятельным восточным соседом Европы. В настоящий момент страна переживает целый ряд трудностей, как внутренних, так и на международном уровне, включая сокрушительную рецессию, тревожную ситуацию с правами человека и пренебрежение со стороны Запада. Тем не менее Россия также играет важную роль в попытках разрядить некоторые из наиболее острых мировых конфликтов. Признание позиций России на международной арене имеет решающее значение для построения конструктивных и взаимовыгодных отношений с этой страной.
У Америки и Европы с Россией складываются довольно разные отношения, и эти различия имеют многочисленные исторические обоснования. Географически расширяющийся Европейский Союз поглотил несколько бывших советских республик, и в настоящее время ЕС делит с Россией границу протяженностью более 1400 миль. Америка не имеет сухопутной границы с Россией, но в районе островов Диомида страны разделяют лишь 2,5 мили. Политические и — что, вероятно, важнее для обеих сторон — военные союзы, прежде всего НАТО во главе с США, теснят Россию на флангах и продолжают делать реверансы государствам, находящимся в сфере российского влияния. Само собой разумеется, если бы Европа и Америка оказались на месте России, то повели бы себя так же, как их противник сегодня. Однако все сказанное не означает, что в эпоху глобального сотрудничества враждебное поведение России уместно.
В последнее время Америка и Европа, в частности, Соединенное Королевство, усвоили два подхода касательно своих отношений с Россией. США, основным представителем которых выступает госсекретарь Джон Керри, проявляли гораздо большую восприимчивость и готовность работать с Россией по таким актуальным вопросам, как Сирия и Иран. Между тем Великобритания заняла более отдаленную позицию, подвергая Россию и ее руководство словесной критике. Так чем же объясняется такое несоответствие? Ставя перед собой по сути одни и те же задачи, США и Великобритании, казалось бы, должны сходиться во взглядах, когда речь идет о России. История предлагает нам возможный ответ.
Вслед за сотрудничеством Америки, Великобритании и Советского Союза времен Второй мировой войны отношения между США и СССР пошли на спад и в эпоху холодной войны характеризовались чередой взлетов и падений. Периоды повышенной агрессии сменялись периодами относительного затишья. Серьезный контакт между американскими президентами и советскими премьерами установился с созданием в 1963 году «горячей линии» между Вашингтоном и Москвой. В связи с постоянной угрозой ядерной войны «горячая линия» стала неотъемлемой частью отношений и позволила обеим сторонам более эффективно нейтрализовывать конфликтные ситуации.
Великобритания как страна-учредитель НАТО поддерживала с Советским Союзом аналогичные отношения. Однако в условиях своей географической близости к СССР Великобритании выпала большая доля подпольной деятельности против Запада. Имевшие место в Великобритании шпионаж и предполагаемые убийства сводили на нет почти любой вид сотрудничества между двумя странами, а Маргарет Тэтчер прославилась своими антикоммунистическими взглядами. Ее позиция в сочетании с аналогичным антикоммунизмом Рональда Рейгана помогла сделать окончание холодной войны реальностью.
После краха коммунизма в России Запад установил со страной и ее сателлитами более прочные связи, в то время как Россия сохраняла свое место в Совбезе ООН. Европа в разгар интеграции стран в ЕС стремилась к поддержанию отношений, которые обеспечивали континент значительным объемом энергоносителей. Какое-то время казалось, будто споры, имевшие место в прошлом, забыты. В начале XXI века во главе бывших держав времен холодной войны оказались Владимир Путин и Джордж Буш, и отношения с Западом значительно ухудшились по целому ряду вопросов, начиная с Ирака и заканчивая ПРО в Европе.
Впоследствии споры приобретали все более ожесточенный характер. Вмешательство России в Грузии, Сирии и на Украине было встречено издевкой со стороны международного сообщества. Однако сотрудничество по таким вопросам, как Северная Корея и иранская ядерная программа, показывает, что обе стороны способны найти общий язык. Тем не менее, США и Великобритания используют различные подходы к проблеме вновь самоутверждающейся России. В то время как госсекретарь Керри открыто называет Россию «важным партнером», министр иностранных дел Филип Хэммонд публично утверждает, что «Россия представляет собой вызов и угрозу для всех нас». Подобные заявления отнюдь не способствуют культивированию рабочих отношений с одной из крупнейших мировых держав.
Интересно, что, в то время как Великобритания и ЕС осуждают Путина за его опасения, те же самые лидеры из кожи вон лезут, чтобы ублажить президента Турции Эрдогана. Между Турцией и Россией в данный момент складываются сложные отношения, то же самое можно сказать и об их отношениях с ЕС. Оба государства играют решающую роль в борьбе с ИГИЛ и волнениями на Ближнем Востоке, и в адрес обеих стран со стороны международного сообщества поступают обвинения в нарушениях прав человека. Однако в то время как Путин подвергается остракизму, Эрдогану пытаются угодить, о чем среди прочего ярко свидетельствует согласие канцлера Германии Ангелы Меркель привлечь к ответственности немецкого сатирика в связи с его комментариями об Эрдогане, что является явным нарушением свободы слова.
Возможно, различие в подходах к России между США и Великобританией связана с представлением Лондона о том, что ему необходимо казаться сильным перед лицом предполагаемых угроз, в то время как Америка, имеющая дело с Россией на протяжении десятилетий, понимает, что та практически никакой военной опасности для Запада не представляет. Едва ли найдется много людей, готовых предположить, что Россия нападет на Великобританию, да и вообще на какую бы то ни было страну ЕС или НАТО. С другой стороны, возможно, расположение Великобритании в достаточной близости к России заставляет ее преподносить остров как силу, с которой следует считаться. Хотя Америка и Россия географически ближе, их соседствующие районы малонаселены. Лондон находится примерно в 1500 милях от Москвы, тогда как Вашингтон — почти в пяти тысячах миль. Российские самолеты регулярно исследуют воздушное пространство, находящееся под контролем Великобритании, провоцируя тревогу среди перехватчиков королевских ВВС. Аналогичные действия зачастую предпринимаются против Америки и американских сил за рубежом.
Чем бы ни руководствовалась Великобритания, занимая столь жесткую позицию в отношении России, чрезвычайно важно признать, что Россия является мировой державой — подобно тому, как важно признать необходимость сотрудничества с такими странами, как Китай, несмотря на все идеологические расхождения. Восточный сосед Европы никуда не денется, и дальнейшее расширение ЕС или НАТО почти наверняка посягнет на сферу влияния России, что еще больше усложнит дело. Поведение России в последнее время абсолютно неприемлемо, но сотрудничество между Россией и Великобританией необходимо. Великобритания должна последовать примеру Америки и попытаться разрядить конфликты вместо того, чтобы подшучивать над русским медведем, который и без того чувствует себя запертым в клетке.
Даниэл Кавчинский — член парламента от консервативной партии (Шрусбери и Этчем) и член специального комитета по иностранным делам.