Пулитцеровской премии — сто лет, и объявленные в понедельник победители стали отражением тех огромных изменений, которые происходят в сфере массовых коммуникаций.
Онлайн издание Marshall Project, основанное 17 месяцев назад, получило награду за душераздирающий рассказ о неумелом расследовании изнасилования. Приз оно получило совместно с объединением ProPublica, которое занимается журналистскими расследованиями. New York Times получила награды в двух категориях.
Вот полный список.
За служение обществу
Associated Press
Команда журналистов Associated Press провела расследование о том, как в Юго-Восточной Азии используется рабский труд для ловли рыбы и морепродуктов, которые затем продаются в американских супермаркетах и ресторанах.
Пулитцеровский комитет наградил это агентство за серию статей, благодаря которым удалось «освободить две тысячи рабов, привлечь к суду преступников и начать реформы».
Финалисты
InsideClimate News
Tampa Bay Times
За лучшее раскрытие национальной темы
Washington Post
Наградной комитет отметил газету за разоблачительную базу данных, рассказывающую об убийствах граждан полицейскими в США.
Washington Post выявила 990 случаев стрельбы со смертельным исходом по всей стране за 2015 год. Это гораздо больше того, что регистрирует федеральное правительство.
База данных, созданная журналистами и художниками компьютерной графики из Washington Post, является интерактивным инструментом с возможностью поиска, предлагающим информацию об убийствах в режиме реального времени. В проекте участвовали примерно 70 журналистов из разных отделов редакции Washington Post, о чем сообщила одна из ведущих репортеров Кимберли Кайнди (Kimberly Kindy), которая писала сопроводительные статьи к этой базе данных.
Журналисты газеты беседовали со многими сотрудниками правоохранительных органов и с родственниками жертв. «Это был не просто подсчет, — сказала Кайнди. — Это были человеческие жизни».
Финалисты
Джейсон Черкис (Jason Cherkis) — The Huffington Post
Абрам Ластгартен (Abrahm Lustgarten), Эл Шо (Al Shaw), Джефф Ларсон (Jeff Larson), Навина Садасивам (Naveena Sadasivam), Дэвид Слейт (David Sleight) — ProPublica.
За лучшее раскрытие местной темы
Майкл Лафорджия (Michael LaForgia), Кара Фицпатрик (Cara Fitzpatrick), Лиза Гартнер (Lisa Gartner) — Tampa Bay Times
Судьи заявили, что это трио репортеров — 35-летняя Фицпатрик, 28-летняя Гартнер и 32 летний Лафорджия — изобличили «местный школьный совет», превративший некоторые школы округа в «фабрику некомпетентности». Они выяснили, что за восемь лет пять начальных школ в районах с преимущественно чернокожим населением стали худшими во Флориде.
Они также показали, что школьный совет бездействовал, когда подавляющее большинство учеников стало показывать неудовлетворительную успеваемость, а текучка педагогических кадров резко выросла. Занимавший в то время пост министра образования США Арне Дункан (Arne Duncan) обвинил чиновников округа в профессиональной некомпетентности (Лафорджия уже получал премию в этой же номинации в 2014 году).
Финалисты
Крис Серрес (Chris Serres), Гленн Ховатт (Glenn Howatt), Дэвид Джоулс (David Joles) — Star Tribune, Миннеаполис.
Майкл Салла (Michael Salla), Эмили Мишо (Emily Michot), Джоанна Цукерман Бернштейн (Joanna Zuckerman Bernstein) и Сохейл аль-Джамия (Sohail Al-Jamea) — Miami Herald.
Сара Мэслин Нир (Sarah Maslin Nir) — New York Times.
Важные новости, фотография
Маурисио Лима (Mauricio Lima), Сергей Пономарев, Тайлер Хикс (Tyler Hicks), Дэниел Эттер (Daniel Etter) — New York Times.
Фотографы запечатлели охвативший Европу миграционный кризис во всем его колоссальном масштабе и задокументировали боль семей, ищущих выход из этого водоворота.
Фотографы New York Times прошли и проехали тысячи километров. Фотография Эттера, на которой плачущий отец прижимает к себе дочь и сына после тяжелого путешествия из Турции, получила огромную популярность в интернете.
(Хикс в 2014 году уже получал премию в этой номинации, а в 2013 и 2002 году стал финалистом. Он и Пономарев стали финалистами в прошлом году.)
Важные новости, фотография
Фотографы Reuters
Восемь фотографов Reuters были отмечены за «захватывающие снимки, каждый из которых обладает собственным голосом».
Финалисты
Эндрю Бертон (Andrew Burton), Чип Сомодевилла (Chip Somodevilla), Патрик Смит (Patrick Smith), Дрю Энгерер (Drew Angerer) — Getty Images.
Художественная фотография
Джессика Ринальди (Jessica Rinaldi) — Boston Globe.
36-летняя Ринальди получила награду за «резкие и яркие» фотографии пятилетнего мальчика, пытающегося прийти в себя после того, как он едва не погиб от рук жестокого любовника своей матери. По ее словам, она благодарна семье из сельской местности штата Мэн, которая доверилась ей и дала возможность показать «ту сторону жизни, которая редко выходит на свет, особенно о мальчике, пережившем страшную травму». Ринальди является лауреатом нескольких местных и общенациональных премий. В этой категории в финал вышел и ее проект о распространении опиатов.
Финалисты
Джессика Ринальди — Boston Globe.
Фотографы редакции Post and Courier, Чарлстон, Южная Каролина.
Документальный очерк
Катрин Шульц (Kathryn Schulz) — New Yorker.
Оргкомитет отметил 42-летнюю Катрин Шульц за яркое повествование о зоне субдукции Каскадия, которая «грозит самым страшным стихийным бедствием за всю историю Северной Америки». Сдвиг этой зоны может разрушить обширные районы северо-западной части Тихого океана, что приведет к колоссальному землетрясению и цунами. «Узнав, насколько высоки ставки, я поняла, что это чрезвычайно серьезно — лично для меня и для миллионов людей, живущих в этом регионе», — сказала Шульц.
Финалисты
Р. Н. Кляйнфилд (N. R. Kleinfield) — New York Times
Эли Саслоу (Eli Saslow) — Washington Post
Критика
Эмили Нассбаум (Emily Nussbaum) — New Yorker.
50-летняя Нассбаум работает в журнале телевизионным критиком с 2011 года. Ее наградили за серию обзоров и эссе на такие темы как наследство Джоан Риверз (Joan Rivers), последние шоу Дэвида Леттермана (David Letterman), дело Роберта Дарста (Robert Durst) и конец телесериала «Безумцы». Наградной комитет отметил, что все эти материалы написаны с любовью, которая не умаляет проницательность ее анализа и авторитетность ее работ«.
Финалисты
Хилтон Элс (Hilton Als) — New Yorker.
Манола Даргис (Manohla Dargis) — New York Times.
Комментарии
Фарах Стокман (Farah Stockman) — Boston Globe
В серии своих репортерских колонок Стокман писала о последствиях бостонской программы перевозки школьников в целях расовой интеграции в школы других районов, которая началась в 1974 году, а также о сложных проблемах межрасовых отношений, которые сохраняются по сей день и в этом городе, и по всей стране.
41-летняя Стокман сказала, что в определенном смысле она руководствовалась историей собственной семьи, поскольку ее мать — афроамериканка из Миссисипи, а отец — белый из Пенсильвании. «Я поняла, что у двух разумных и добрых людей могут быть очень разные взгляды на одни и те же факты», — заявила она.
В прошлом месяце Стокман начала работать в New York Times репортером в отделе политики. Ее первая статья для газеты была опубликована в понедельник на первой странице.
Финалисты
Стив Лопес (Steve Lopez) — Los Angeles Times
Николас Кристоф (Nicholas D. Kristof) — New York Times
Редакционные статьи
Джон Хэкуорт (John Hackworth) — Sun Newspapers, Шарлотт-Харбор, Флорида.
Пулитцеровское жюри отметило редактора Sun Newspapers Хэкуорта за «яростные и возмущенные редакционные материалы, требующие правды и перемен». Они появились после того, как десять тюремных охранников до смерти избили заключенного в тюрьме штата. Его редакционные статьи привели к отставке и увольнению этих сотрудников, а также вызвали изменения в тюремной администрации.
«Я просто хотел сказать, что заключенные тоже люди», — заявил 68-летний Хэкуорт.
Финалисты
Эндрю Грин (Andrew Green), Триша Бишоп (Tricia Bishop), Питер Дженсен (Peter Jensen), Гленн Макнатт (Glenn McNatt) — Baltimore Sun.
Редколлегия New York Times.
Редакционные карикатуры
Джек Оман (Jack Ohman) — Sacramento Bee
В своей твиттеровской мини-биографии Оман описывает собственную миссию следующим образом: «Сделать мир небезопасным для лицемерия». Своими карикатурами, заявили судьи, «он пишет искаженную и печальную картину, используя утонченную стилистику, в которой сочетаются смелые контуры, трудно уловимые цвета и текстура».
В списке удостоенных награды карикатур есть его любимая, которая называется «Незапланированное отцовство». Там изображен республиканский слон, которому делают УЗИ. На экране появляется рыжеволосая фигура, а врач объявляет: «Скоро вы родите — Трампа».
«Я никогда не видел, чтобы кто-то рисовал Трампа в виде зародыша», — сказал 55-летний Оман.
Финалисты
Мэтт Дэвис (Matt Davies) — Newsday, Лонг-Айленд, Нью-Йорк
Стив Сэк (Steve Sack) — Star Tribune, Миннеаполис.
Драма
Лин-Мануэль Миранда (Lin-Manuel Miranda) — «Гамильтон»
Работа Миранды — мюзикл о жизни и смерти Александра Гамильтона. В нем он использует музыку хип-хоп, а также преимущественно латиноамериканский и афроамериканский актерский состав, чтобы показать революционную эпоху Америки. Это шоу имело колоссальный успех в билетных кассах и среди критиков. 36-летний Миранда написал к нему музыку, книгу и стихи. Он также играет там главного героя.
«Это очень странное, буквально сюрреалистическое чувство — я по-настоящему ошеломлен, — сказала он по телефону из студии, где сочиняет музыку для диснеевского фильма. — „Гамильтона“ я создавал в свободное время на протяжении многих лет. Я никогда не думал, что его альма-матер даст мне Пулитцеровскую премию».
Финалисты
Бранден Джекобс-Дженкинс (Branden Jacobs-Jenkins) — «Глория»
Стивен Карэм (Stephen Karam) — «Люди».
Лучшее произведение нехудожественной литературы
Джобби Уоррик (Joby Warrick) — «Черные флаги. Расцвет ИГИЛ» (Black Flags: The Rise of ISIS).
В своей книге Уоррик пишет о том, как ошибочная военная стратегия США в Ираке привела к появлению террористической группировки «Исламское государство». 55-летний Уоррик, работающий в Washington Post и пишущий на тему национальной безопасности и Ближнего Востока, в 1996 году получил награду в номинации «За служение обществу», работая в The News & Observer в городе Роли, Северная Каролина.
Финалисты
Та-Нехиси Коутс (Ta-Nehisi Coates) — «Между миром и мной» (Between the World and Me).
Карла Пауэр (Carla Power) — «Невероятная дружба и путешествие в сердце Корана» (An Unlikely Friendship and a Journey to the Heart of the Quran).
Биография
Уильям Финнеган (William Finnegan) — «Дикие дни: жизнь серфера» (Barbarian Days: A Surfing Life).
«Серфинг только выглядит как спорт», — написало жюри в своей рецензии на мемуары Финнегана, в которых он описывает «пятьдесят лет на волнах». Оргкомитет похвалил автора за то, что он «окунает читателя в глубины незнакомых миров, которые порой находятся прямо у нас под носом».
Если серфинг 63-летнему журналисту New Yorker Финнегану хорошо знаком, то мемуарный жанр не очень. «Когда репортер пишет мемуары, это странно, — сказал он. — Самосозерцание трудно чем-то обосновать. Я работал с полной отдачей несколько месяцев и сам себе опротивел. Для меня это был по-настоящему большой жанровый скачок».
Финалисты
Элизабет Александер (Elizabeth Alexander) — «Свет мира: мемуары» (The Light of the World: A Memoir).
Т. Дж. Стайлз (T. J. Stiles) — «Испытания Кастера: жизнь на переднем рубеже новой Америки» (Custer’s Trials: A Life on the Frontier of a New America). (Жюри перевело это произведение в номинацию «История».)
История
Т. Дж. Стайлз (T. J. Stiles) — «Испытания Кастера: жизнь на переднем рубеже новой Америки» (Custer’s Trials: A Life on the Frontier of a New America).
51-летнего Стайлза удостоили награды за «поучительную» биографию, которая «радикально меняет наше мнение о человеке и о его бурной эпохе». Он не ограничился аккуратной повествовательной линией, которая заканчивается битвой при Литтл-Бигхорн, а нарисовал обширную панораму американских преобразований в 19-м веке.
Давая интервью, Стайлз сказал, что эта тема привлекла его богатым на эмоции документальным материалом, оставшимся после Кастера и близких ему людей, в том числе, его жены Либби Бейкон (Libby Bacon) — эмансипированной чернокожей женщины, которая работала в лагере у Кастера поваром.
«В центре книги — напряжение дружбы по линии расового и гендерного разлома», — сказал автор.
Финалисты
Энни Джейкобсен (Annie Jacobsen) — «Мозг Пентагона: История Управления перспективных исследований — самого секретного научно-исследовательского ведомства в Америке» (The Pentagon’s Brain: An Uncensored History of DARPA, America’s Top-Secret Military Research Agency).
Брайан Мэтью Джордан (Brian Matthew Jordan) — «Возвращение домой: Ветераны Союза и их непрекращающаяся Гражданская война» (Marching Home: Union Veterans and Their Unending Civil War).
Джеймс Скотт (James M. Scott) — «Цель — Токио: Джимми Дулитл и налет, ставший возмездием за Перл-Харбор» (Target Tokyo: Jimmy Doolittle and the Raid That Avenged Pearl Harbor).
Художественная литература
Вьет Тан Нгуен (Viet Thanh Nguyen) — «Сочувствующий» (The Sympathizer).
Дебютная работа 45-летнего Вьет Тан Нгуена, получившая премию в категории «Лучшее художественное произведение», начинается с рассказа о событиях в Сайгоне в 1975 году. Это повествование от лица «капитана», который сочувствует коммунистам. Он бежит в Лос-Анджелес и там шпионит за южновьетнамской организацией, в которую внедрился.
«Сочувствующий» — отчасти сатира, отчасти шпионский боевик и отчасти исторический роман. Книга родилась из стремления автора «написать роман, который позволил бы мне исследовать войну во Вьетнаме во всей ее сложности, с самых разных сторон, глазами разных людей. Я хотел, чтобы книга получилась увлекательной и провокационной».
Финалисты
Келли Линк (Kelly Link) — сборник рассказов «Попасть в беду» (Get in Trouble).
Маргарет Вербл (Margaret Verble) — роман «Линия Мод» (Maud’s Line).
Музыка
Генри Тредгилл (Henry Threadgill) — «In for a Penny, In for a Pound».
72-летний саксофонист-новатор, флейтист и композитор Тредгилл, расширивший горизонты джаза, получил награду за свою запись 2015 года с участием квинтета Zooid. Пулитцеровский комитет назвал ее «исключительно оригинальной работой, в которой положенная на ноты музыка смешивается с импровизацией, создавая звуковую ткань, которая кажется выразительной квинтэссенцией современной американской жизни».
Финалисты
Тимо Андре (Timo Andres) — «The Blind Banister»
Картер Пэнн (Carter Pann) — «The Mechanics: Six From the Shop Floor».
Поэзия
Питер Балакян (Peter Balakian) — «Озоновый журнал» (Ozone Journal).
Седьмой поэтический сборник Балакяна во многом похож на его предыдущие работы. Это глубокое погружение в мысли о геноциде армян. 64-летний поэт в 2009 году отправился в сирийскую пустыню на поиски останков жертв. Основная поэма «Озонового журнала» это коллаж из 55 разделов, уносящий нас то в Сирию 2009 года, то в Манхэттен 1980-х годов. Все это — воспоминания и продолжение предыдущей работы.
«Поэзия обладает особыми возможностями впитывать в себя историю, — сказал Балакян. — Она может превратить историческую память в динамичную силу современности, и тогда прошлое кажется живым — и на самом деле оживает».
Финалисты
Элизабет Уиллис (Elizabeth Willis) — «Живые. Новые и избранные стихотворения» (Alive: New and Selected Poems).
Диана Сьюсс (Diane Seuss) — «Девушка о четырех ногах» (Four-Legged Girl).
Экстренные новости
Сотрудники Los Angeles Times
Освещение событий в Сан-Бернардино, где во время нападения убийцы погибли 14 человек, стало плодом усилий всего отдела новостей Los Angeles Times. В результате появился актуальный блог, куда постоянно поступала новая информация, а главное информационное сообщение обновлялось 22 раза. После нападения пожарная часть Сан-Бернардино написала в Твиттере: «Обновления в режиме реального времени на тему сегодняшних событий можно найти на вебсайте Los Angeles Times». Пулитцеровский комитет отметил газету за «исключительные репортажи, в том числе о местных и международных событиях и перспективах».
Финалисты
Редакция Baltimore Sun.
Редакция Post and Courier, Чарлстон, Южная Каролина.
Повествовательная журналистика
Т. Кристиан Миллер (T. Christian Miller) — ProPublica, и Кен Армстронг (Ken Armstrong) — Marshall Project.
Пулитцеровский комитет отметил 46-летнего Миллера и 53-летнего Армстронга за их обширную статью «Невероятная история об изнасиловании», где рассказывается о неудачном полицейском расследовании, начатом на основании заявления одной девушки о том, что она была изнасилована. Миллер и Армстронг начинали свою работу раздельно, но вскоре поняли, что они изучают одну и ту же историю, но с разных углов. Вместо того, чтобы соперничать друг с другом, они «объединили усилия, чтобы получился большой материал», сказал Миллер.
Финалисты
Колин Вудар (Colin Woodar) — Portland Press Herald/Maine Sunday Telegram.
Джонатан Рокофф (Jonathan D. Rockoff), Джозеф Уокер (Joseph Walker), Джин Уэйлен (Jeanne Whalen), Питер Лофтус (Peter Loftus), Эд Силверман (Ed Silverman) — Wall Street Journal.
Журналистские расследования
Леонора Лапитер Энтон (Leonora LaPeter Anton), Энтони Кормьер (Anthony Cormier) — Tampa Bay Times, Майкл Брага (Michael Braga) — Sarasota Herald-Tribune.
51-летняя Энтон, 37-летний Кормьер и 55-летний Брага были отмечены за серию статей под названием «Безумные. Невидимые. В опасности» (Insane. Invisible. In Danger), где рассказывается о том, как резкие бюджетные сокращения превратили психиатрические больницы Флориды в рассадник насилия и халатности. Призовой комитет назвал эти статьи «образцом журналистского сотрудничества двух новостных организаций», которые предъявили свои обвинения непосредственно чиновникам штата.
Финалисты
Том Робинс (Tom Robbins) из Marshall Project, Майкл Швирц (Michael Schwirtz) и Майкл Уайнрип (Michael Winerip) из New York Times.
Джессика Силвер Гринберг (Jessica Silver-Greenberg), Майкл Коркери (Michael Corkery) и Роберт Гебелофф (Robert Gebeloff) из New York Times.
Международные репортажи
Алисса Рубин (Alissa J. Rubin) — New York Times.
Рубин получила награду за репортажи о тех бедах и трудностях, с которыми сталкиваются женщины в послевоенном Афганистане. Призовой комитет отметил журналистское расследование обстоятельств гибели 27-летней Фархунды Маликзада (Farkhunda Malikzada), убитой толпой людей, а также провалов афганского следствия по этому делу. 56-летняя Рубин возглавляет бюро New York Times в Париже.
«Меня всегда интересовало, о чем думают люди, которые обычно незаметны, и как они смотрят на мир», — сказала она. Рубин поблагодарила тех многочисленных женщин, которые отважились на разговор с ней. «Надеюсь, я отдала им дань уважения, написав о них», — заявила она.
Финалисты
Редакция New York Times.
Том Райт (Tom Wright), Брэдли Хоуп (Bradley Hope), Саймон Кларк (Simon Clark), Миа Ламар (Mia Lamar) и Джеймс Хуквей (James Hookway) — Wall Street Journal.