Два российских бомбардировщика в течение двух дней облетали эсминец США «Дональд Кук» в Балтийском море. Они подходили к военному кораблю очень близко, почти на десять метров. Через день российский истребитель попытался перехватить американский разведывательный самолет — также в небе над Балтикой. Вашингтон высказал Москве протест, назвав это «опасными» маневрами. Оба инцидента произошли за неделю до заседания Совета НАТО — Россия в Брюсселе в среду, 20 апреля. Он собирается на уровне послов впервые после почти двухлетнего перерыва, вызванного кризисом вокруг Украины.
Эксперты предлагают кризисный штаб
Почти такую же формулировку использует Дмитрий Тренин, директор Московского Центра Карнеги. «Когда между сторонами существуют очень серьезные проблемы, необходимо поддерживать контакт 24 часа в сутки семь дней в неделю», — сказал эксперт. Для этого необходимо «переформатировать» брюссельский Совет.
Самая длительная пауза с момента создания
Совет НАТО — Россия существует с 2002 года, он был запущен на саммите в Риме. Фундаментом для него стал подписанный в середине 1990-х годов Основополагающий акт НАТО — Россия. Мы хотели создать «орган по предотвращению кризисов», вспоминает Ишингер, который участвовал в переговорах. На этом фоне, по его словам, приостановка работы Совета два года назад «не была триумфом дипломатии». Дмитрий Тренин также признает, что этот совещательный орган не выполнил свою задачу дважды: в 2008 году во время вооруженного конфликта между Россией и Грузией и в 2014 году в условиях кризиса на Украине.
После российской аннексии Крыма в альянсе решили с начала апреля 2014 года заморозить любое практическое сотрудничество с Москвой. Члены Совета НАТО — Россия встретились после этого только однажды — в июне. Ранее альянс действовал так в грузинском кризисе. Но тогда перерыв был намного короче — около восьми месяцев.
Возвращения к business as usual не будет
Теперь НАТО хочет снова говорить с Россией. Хотя речь идет только о формальном органе, поскольку прямые каналы коммуникации никогда не были закрыты. Подготовка текущих переговоров длилась более полугода. Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) был одним из тех, кто особенно ратовал за возобновление диалога. Но задача не была легкой. По сообщениям СМИ, особенно восточноевропейские страны НАТО до недавнего времени сомневались в том, что возобновлять Совет с Россией следует именно сейчас.
Для НАТО, как и два года назад, кризис на Украине — один из центральных пунктов повестки дня. Кроме того, речь пойдет о «военных действиях с особым акцентом на прозрачности и снижении риска», — сказал генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг в начале апреля. В то же время он отметил, что возвращения к business as usual, то есть отношениям на обычном уровне, не будет, до тех пор «пока Россия не будет снова уважать международное право».
Темы для срочного обсуждения
В Москве возобновление переговоров в Совете НАТО — Россия воспринимают как косвенное признание ошибки. «События показали, что подобная политика альянса себя не оправдала», — цитирует «Интерфакс» дипломатический источник. На встрече в Брюсселе представитель Москвы будет говорить об опасениях РФ по поводу «политики сдерживания» НАТО по отношению к России, сообщила накануне официальный представитель министерства иностранных дел РФ Мария Захарова. По ее словам, российская сторона настояла на внесении в повестку дня и обсуждения ситуации в Афганистане.
Есть и другие вопросы, которые необходимо обсудить в срочном порядке, говорят наблюдатели. Так, Россия критиковала ставшие конкретными планы США с 2017 года развернуть бронетанковую бригаду в Восточной Европе в качестве защиты от России. Жесткую критику вызвал в Москве планируемый прием Черногории в альянс. Полгода назад НАТО и Россия впервые за несколько десятилетий оказались на пороге прямой конфронтации, когда член НАТО Турция сбила российский военный самолет на турецко-сирийской границе.
Эксперт: Россия хочет отпугнуть НАТО
Несмотря на эти трудности, многие эксперты не ожидают прорыва от встречи в Брюсселе. Это будет скорее дипломатический «обмен мнениями», отметил в беседе с DW Стивен Блэнк, специалист по России в американской неправительственной организации Совет по внешней политике. Большего не следует ожидать, считает он. Вольфганг Ишингер и Дмитрий Тренин предостерегают и от слишком больших ожиданий. «Это скорее символика», — считает Тренин из Центра Карнеги.
При оценке недавних инцидентов в Балтийском море становится ясно, как по-разному воспринимают их российские и американские эксперты. «Россияне хотят продемонстрировать свою силу и показать, что могут указывать другим и не платить за это», — говорит Блэнк. Американский эксперт считает, что в следующий раз США следует проявить твердость и действовать. Московский эксперт Тренин говорит, что в Балтийском море Россия, «находясь в состоянии ассиметричного противоборства с Западом», пытается «частично сбалансировать ситуацию». Россия демонстрирует НАТО готовность идти на больший риск, «отпугивая страны НАТО от своих берегов или важных объектов». Прямой связи между двумя инцидентами в Балтике и заседанием Совета НАТО — Россия Тренин не видит.