Сирийское перемирие превратилось в дипломатическое зомби: оно мертво, но продолжает жить в туманной риторике собственных сторонников, главным из которых остается администрация Обамы. Тем временем, в разных частях Сирии — в том числе, к югу от Алеппо, в прибрежной Латакии и в пригородах Дамаска — возобновились жестокие бои. Поступление гуманитарной помощи практически прекратилось. Во вторник в двух удерживаемых повстанцами городах в провинции Идлиб авиаудары убили десятки мирных жителей. В Женеве глава оппозиционной делегации заявил, что оппозиция не возобновит участие в поддерживаемых ООН переговорах, пока правительство не прекратит огонь и не начнет пропускать на блокированные территории гуманитарные конвои.
В ответ на новое кровопролитие США лишь неубедительно заявляют, что полномасштабная война вернулась не на всю территорию Сирии. «В результате перемирия жизнь многих сирийцев стала лучше», — подчеркнул в понедельник официальный представитель Госдепартамента Джон Керби (John Kirby). К несчастью, США, похоже, нечего предложить Сирии, кроме этих слов. Президент Обама отказывается создавать безопасные зоны для беженцев и усиливать помощь повстанцам, а рычагов, позволяющих влиять на режим Башара Асада и на его российских и иранских союзников, у Америки нет.
Режим Асада нарушает перемирие с конца февраля — то есть с тех самых пор, как оно было объявлено. Он продолжает наступление в стратегически важных пригородах Дамаска и в окрестностях Алеппо, где территории, контролируемые правительством, перемежаются территориями, подконтрольными оппозиции. Он блокирует доступ гуманитарным конвоям, а из тех, которые пропускает, периодически изымает ценное медицинское оборудование, напрямую нарушая резолюцию Совета безопасности ООН 2254, определяющую условия перемирия. На прошлой неделе представители ООН сообщили, что в этом месяце состоялось всего четыре гуманитарных операции, в результате которых помощь получил всего 1% мирных жителей из осажденных районов.
В Женеве переговорщики режима напрямую отвергли выдвинутые Советом безопасности условия урегулирования, которые предполагали создание переходного правительства. В Дамаске премьер-министр беззастенчиво заявил, что правительство — «в сотрудничестве с российскими партнерами» — готовится «освободить» удерживаемую повстанцами часть Алеппо, для чего потребуются новое наступление и месяцы кровопролитных боев. Россия, утверждающая, что она поддерживает перемирие совместно с Соединенными Штатами, ничего не делает, чтобы обуздать режим. Напротив, ее самолеты продолжают оказывать помощь правительственным силам под Алеппо, хотя объявленный Владимиром Путиным «вывод войск» якобы состоялся несколько недель назад.
В понедельник Белый дом сообщил, что г-н Обама говорил по телефону с г-ном Путиным о нарушениях перемирия. Судя по заявлению, президент поднял в ходе разговора все необходимые темы. Он подчеркнул, что необходимо «заставить сирийский режим прекратить наступательные операции против оппозиции», а также, что следует обеспечить поступление гуманитарной помощи и продвигаться к политическому урегулированию. При этом, по-видимому, единственным стимулом для сотрудничества, предложенным г-ну Путину, были апелляции к его доброй воле. Если это, действительно, так, перемирие не перестанет быть зомби.