Fronda.pl: Глава польского министерства обороны Антоний Мачеревич (Antoni Macierewicz) заявил в интервью газете Rzeczpospolita, что агрессия со стороны России реальна и, по всей вероятности, она будет лишь усиливаться. Одновременно он подчеркнул, что в настоящий момент нет оснований полагать, что НАТО не сможет выполнить своих обязательств в отношении Польши. Мы действительно можем спать спокойно?
Анджей Ломановский (Andrzej Łomanowski): Честно говоря, мне кажется, что министр Мачеревич ошибается. Американский эсминец «Дональд Кук», который находился сейчас в районе Балтийского моря, недавно побывал в Черном море. Там тоже случалось, что поблизости появлялись российские боевые самолеты. Но они ни разу не пролетали в десяти метрах и тем более не делали этого несколько раз подряд в течение двух дней.
— Значит, на Черном море все было совсем не так, как сейчас на Балтике?
— Когда «Дональд Кук» пришел в Балтийское море, оказалось, что российская агрессия против корабля государства-союзника Польши усилилась. Так что у нас, пожалуй, есть причины для опасений. В обоих случаях Россия обозначала определенные границы, показывала, как говорят русские, «кто в лесу хозяин». Хамство в районе Балтики стало более откровенным, чем на Черном море. Там это были довольно жесткие, но еще допустимые военные игры. А здесь мы увидели ситуацию, граничащую с провоцированием серьезнейшего инцидента.
— Как можно оценить позицию американцев в этой ситуации?
— У них, видимо, железные нервы, я могу себе представить, как они, красные от злости, держали палец на кнопке запуска ракет. Другое дело, что американский флот ужасно опозорился, не применив в этой ситуации никакого другого, то есть не смертельного оружия. Ведь они могли припугнуть эти самолеты. Существуют возможности из области радиоэлектронной борьбы, которые позволяют нарушить действие бортовых приборов самолетов при помощи разного рода устройств, которые наверняка были на «Дональде Куке».
— Этот инцидент с одной стороны показал нарастание российской агрессии, а с другой — абсолютную пассивность американцев. Когда все уже произошло, государственный секретарь Джон Керри вышел и начал рассказывать, что американцы могли сбить эти самолеты. Конечно, все и так это прекрасно знали, в том числе россияне, которые между тем совершенно справедливо предположили, что американцы не будут ничего предпринимать.
— Какие выводы из такой ситуации следуют для нашей страны?
— Агрессия россиян и абсолютная пассивность нашего самого крупного союзника, к сожалению, приводят к печальным выводам. Администрация Обамы, которая, к счастью, уже уходит в историю, сделала ставку на то, что она назвала «стратегическим терпением». Но в итоге этого процесса они получили войну на Украине, а также коммунистический режим в Северной Корее, обладающий ядерным оружием и средствами его доставки. Вся концепция команды Обамы оказалась гигантской ошибкой, которую придется исправлять следующей администрации на фоне риска возникновения серьезного конфликта в каком-то из регионов.
— Что должно беспокоить нас сильнее: отсутствие реакции США или усиление российской агрессии?
— Определенно, первое. То, что агрессия со стороны россиян с момента начала войны на Украине усиливается, вообще не должно вызывать удивления. Между тем отсутствие реакции на такие события со стороны наших ближайших союзников — это на самом деле тревожный сигнал. У меня складывается впечатление, что большинство американских союзников на Балтике, то есть мы и страны Балтии, взирали на этот инцидент с изумлением. Сложно точно сказать, где он произошел, но все говорит о том, что, скорее всего, не у российских берегов, а в открытом море.
— Чем обернутся эти события и то, что американцы заняли именно такую позицию?
— Я надеюсь, что американская пассивность не приведет к новым инцидентам с участием зарвавшихся российских военных. В этой среде все новости распространяются стремительно. Все будут хлопать друг друга по плечу, говоря: «Ну, мы им дали прикурить! Отличная работа!» Эта весть разносится среди российских генералов от Балтийского моря до Тихого океана. Надеюсь, что следующий инцидент не закончится гораздо хуже. Есть еще важный вопрос: был ли замешан в это верховный главнокомандующий Владимир Путин. Зная его склонность вмешиваться в ход операций, можно предположить, что он все прекрасно знал.
— Большое спасибо за беседу.