Россия должна использовать военные каналы для уведомления о том, что она делает, чтобы не повторять опасные ситуации в отношениях с вооруженными силами НАТО, которые могут привести к тяжелым последствиям. Это было важнейшее требование к России, выдвинутое Йенсом Столтенбергом (Jens Stoltenberg) 20 апреля на первом за последние два года заседании Совета НАТО-Россия, на котором он присутствовал в качестве генсека альянса.
«Это была честная и хорошая встреча. Не потому, что нам удалось договориться, а потому, что мы обменялись мнениями и выслушали друг друга. Таким образом, мы можем лучше говорить друг с другом, а это важно в нынешние сложные времена», — сказал генеральный секретарь НАТО после встречи в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
На прошлой неделе, когда российские самолеты пронеслись в рискованной близости над американским военным судном в Балтийском море, НАТО и Россия вновь были опасно близки к военной конфронтации.
Тогда российские боевые самолеты пролетели лишь в 23 метрах над американским эсминцем Donald Cook в Балтийском море.
«Это был самый агрессивный шаг, ничего подобного мы не видели уже давно», — сказал, согласно Sky News, источник, пожелавший остаться анонимным.
Два года с момента прошлого заседания
Встреча Столтенберга и постоянного представителя России при НАТО Александра Грушко была первой в рамках Совета НАТО-Россия с момента начала кризиса на Украине летом 2014 года.
В Совете НАТО-Россия 39 государств. По словам Столтенберга, все были единодушны во мнении, что так называемое Минское соглашение о перемирии и примирении на Украине необходимо выполнить как можно скорее.
Ненормальные отношения
Именно этот конфликт является причиной того, что отношения между НАТО и Россией были заморожены, и Йенс Столтенберг повторил по окончании переговоров, что и сейчас отношения далеки от того, чтобы снова стать нормальными, хотя первая за два года официальная встреча и состоялась.
«Мы не вернемся к нормальному практическому сотрудничеству, прежде чем Россия не станет уважать международные законы. Но мы хотим продолжать политические контакты и хотим уменьшать риск нежелательных военных эпизодов», — заявил генеральный секретарь.
«В очень плохом состоянии»
По сообщению Норвежского телеграфного агентства NTB, представитель России при НАТО в свою очередь заявил, что отношения между НАТО и Россией «в очень плохом состоянии».
Россия пока никак не прокомментировала состоявшееся заседание. Российский представитель Грушко покинул штаб-квартиру НАТО во второй половине дня в среду, не встретившись с прессой.
Сотрудничество заморожено
Хотя НАТО приостановила официальное сотрудничество с русскими и не проводила заседания Совета НАТО-Россия, Столтенберг поддерживал политический диалог с Россией.
В феврале он встречался с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым во время Конференции по безопасности в Мюнхене.
Основная мысль Столтенберга была тогда такая же, как на сегодняшнем заседании:
Россия не выполняет свое обязательство информировать НАТО о военных учениях. Правила о взаимном уведомлении российской стороной не соблюдаются, да и работа с целью модернизации существующих правил идет недостаточно быстро, сказал генеральный секретарь НАТО.
Начали в Мюнхене
Но во время встречи в Мюнхене был затронут вопрос о возможности возобновления заседаний Совета НАТО-Россия.
«Пока мы не смогли договориться о том, как провести такую встречу. Если бы я начал говорить обо всех причинах, по которым мы не в состоянии ее осуществить, все было бы еще сложнее. Иногда бывает лучше говорить поменьше», — сказал Столтенберг после встречи с Лавровым.
Столтенберг рассказал о возможном прогрессе лишь в одной области — она касается модернизации правил уведомления об учениях, проводимых двумя сторонами.
Надежда на прогресс
Когда корреспондент VG беседовал со Столтенбергом в Мюнхене в феврале, генсек НАТО сказал, что правила соблюдаются недостаточно, и что модернизация их идет не так быстро, как хотелось бы.
Сейчас он говорит, что достижение прогресса в этой области в течение года вполне возможно.
Столтенберга спросили: как будет реагировать НАТО, если Россия продолжит и учения, и полеты самолетов, как это было над Балтийским морем на прошлой неделе.
«Наша основная задача — помешать подобным действиям. Мы делаем это, подчеркивая, насколько важно для военных использовать имеющиеся каналы коммуникации», — ответил он.