Восемь лет назад Барака Обаму (Barack Obama) приветствовали в Берлине овациями, его практически боготворили. Когда американский президент приедет с прощальным визитом в воскресенье в Ганновер, его встретят демонстранты, выступающие против соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве. Разочарованные есть не только в Германии, но и в Саудовской Аравии. Или ожидания были завышенные?
Прощание с друзьями. Так можно охарактеризовать визит американского президента Барака Обамы в Европу и Саудовскую Аравию. Обама посещает трех важнейших союзников — в среду он прибыл в Саудовскую Аравию, затем он отправится в Великобританию, а в воскресенье посетит Германию. Однако в ходе президентства Барака Обамы страны больше отдалились друг от друга.
Все три страны упрекают американского президента в том, что он разочаровал многолетних партнеров. Саудовская Аравия беспокоится за свое экономическое и политическое будущее в связи с политикой Барака Обамы. Уже долгое время обе страны, которые связывают десятки лет стратегического партнерства и союзнические отношения в ряде ближневосточных войн, ведут напряженную нефтяную войну.
Из-за бума фрекинга в США Саудовская Аравия чувствует возникшую угрозу радикального изменения ее нефтяного бизнеса. Цены на нефть были сознательно снижены, а добыча увеличена, чтобы сделать фрекинг нерентабельным, потому что США уже на протяжении нескольких лет ввозят из региона все меньше нефти. Ближний Восток, который однажды являлся важнейшей для США нефтяной артерией, потерял значимость.
Обама не заинтересован в Ближнем Востоке
Супердержава теряет и политическую заинтересованность в поддержании порядка в регионе. В Вашингтоне близость саудовского ваххабизма к радикальным суннитским джихадистам рассматривается сегодня как никогда скептически. Новый законопроект предполагает лишение иммунитета иностранных правительств в случае наличия связей с террористической деятельностью на территории США.
Как сообщает издание New York Times, министр иностранных дел Саудовской Аравии Абдель аль-Джубейр (Abdel al-Jubeir) заявил о принятии ответных мер по отношению к Вашингтону — страна продаст гособлигации и другие американские ценные бумаги в размере 750 миллиардов долларов, чтобы предотвратить их возможную заморозку американскими судами, если конгресс утвердит закон.
Кроме того, Обама создал новые политические реалии, заключив сделку с Ираном, освободив шиитского врага от тридцатилетних оков. С отменой антииранских санкций под вопрос ставится региональное господство Саудовской Аравии, а также увеличивается объем добычи нефти. Для без того подешевевшей нефти это стало еще одним шагом на пути вниз.
Европейцы — военные иждивенцы
В ходе встречи с королем Саудовской Аравии в среду и монархами Бахрейна, Кувейта, Омана и Катара и ОАЭ в четверг Обама столкнется со скептическими настроениями. Прежде всего, Саудовская Аравия считает осторожные действия против Сирии фатальной ошибкой. Обама же заявил еще в ежемесячном издании The Atlantic, что страны Персидского залива сами должны повысить военное присутствие в регионе. Это был своего рода призыв в военной самопомощи.
Призыв был направлен также и к Великобритании. В эту страну Обама отправится из Эр-Риада. Европейцев и, в первую очередь, британцев американский президент упрекает в военном иждивенчестве. Они, как и французы, побоялись задействовать собственные силы и чересчур положились на США. В особенности в отношении Ливии не хватало участия британского премьера Кэмерона. При этом президент признал и свою ошибку, что у него не было плана действий на период после свержения Каддафи. Но ответственность все же, по его мнению, лежит на европейцах.
Обама видит угрозу сплоченности Европы в позиции британцев. Он настоятельно рекомендует Великобритании воздержаться от выхода из ЕС. Но, в конце концов, это вряд ли навредит евроскептикам. Ведь Обама с самого начала считался «тихоокеанским» президентом, которые меньше интересуется трансатлантическими отношениями, чем его предшественники.
И в Германии разочарованы в Обаме
В воскресенье американский президент встретится с канцлером Ангелой Меркель в Ганновере. В понедельник они откроют Ганноверскую выставку, на которой США выступят в роли страны-партнера.
И в Германии, несмотря на эйфорию вокруг Силиконовой долины, разочарованы в Обаме. Методы прослушки, использование которых допустил Барак Обама, только усилили недоверие среди многих немцев. Говорят, личные взаимоотношения между Меркель и Обамой никогда не были дружескими. Но повод для визита есть — общая тема, за которую они борются — соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве. Его предполагалось заключить еще в ходе президентства Барака Обамы. Но сопротивление усиливается. В Ганновере на улицы выйдут тысячи противников соглашения.
Слова Обамы в адрес трех важнейших партнеров в Европе и на Аравийском полуострове уже не настолько весомы, как в начале его президентства. Когда в 2008 году, будучи тогда еще кандидатом в президенты, он впервые приехал в Германию, сотни тысяч людей приветствовали его, как звезду. Но будут ли они сейчас, в ходе его прощального визита, несмотря на все разногласия и разочарования, рады его скорому уходу, вопрос спорный, если взглянуть на его возможных последователей мужского пола.