Как быть, когда начинаешь понимать, что один из твоих давних партнеров на Ближнем Востоке не разделяет ни твои ценности, ни твои интересы?
Это один из тех тревожных вопросов, с которым столкнулся на этой неделе президент Обама, начиная переговоры с саудовским королем Салманом о ситуации в регионе и об отношениях между США и Саудовской Аравией.
Встречать Обаму в аэропорту саудиты направили руководителя низкого ранга, а саудовское государственное телевидение даже не подумало об освещении прибытия американского президента.
Итак, перефразируя Гамлета, скажем: «Неладно что-то в состоянии американо-саудовских отношений».
Как бы ни закончились встречи и переговоры, американо-саудовский совместный проект будет и дальше испытывать серьезную нагрузку, грозя серьезными последствиями. Ответы на следующие вопросы помогут понять, почему это так.
Саудовская Аравия союзница США?
Конечно, это зависит от того, какой смысл мы вкладываем в слово «союзник». Но по любым меркам, на страны, у которых нет общих ценностей, и чьи интересы по важнейшим вопросам вступают в глубокие противоречия, мы просто не можем смотреть так, как на США и Британию или Канаду, которые объединены нормами демократии.
Саудовская Аравия это авторитарный режим. Она осуществляет дискриминацию женщин, не разрешает свободу религий, препятствует свободе прессы. Она долгие годы экспортирует фундаменталистскую ваххабитскую идеологию, а также демонизирует шиитов, евреев, христиан и Запад.
Но Саудовская Аравия это не исламское государство и не его зачаточная версия, как считают некоторые аналитики.
Она не пытается ослабить региональный порядок, не поддерживает террор против Запада и не стремится к созданию халифата. В действительности саудовцы сами являются жертвами джихадистского террора и совместно с США ведут борьбу против «Аль-Каиды» в Йемене и осуществляют контртеррористическую деятельность против ИГИЛ.
Но «Аль-Каида» появилась на базе ваххабитской доктрины, а Саудовская Аравия внесла немалый вклад в подготовку исламских экстремистов и в финансирование джихадистских группировок в Сирии, таких как «Ан-Нусра». А недавно она пригрозила распродать американские ценные бумаги, если конгресс примет закон, возлагающий ответственность за теракты 11 сентября на королевство саудитов. Это говорит о том, что такая связь все-таки возможна, что вызывает глубокую тревогу.
Интересы США и Саудовской Аравии кардинально расходятся?
По целому ряду вопросов это действительно так. Есть соблазн превратить американо-саудовские отношения в пьесу на тему морали, где силы добра выступают против сил зла. Но неудобная правда заключается в том, что за последние два десятилетия интересы сторон разошлись фундаментально.
Компромиссная сделка, в рамках которой США в обмен на саудовскую нефть обеспечивают безопасность Эр-Рияда от внешних угроз, развалилась, и хотя администрация Обамы продала саудовцам оружия почти на 95 миллиардов долларов, между ними существуют серьезные разногласия по таким важнейшим вопросам как Сирия, Иран, палестино-израильский конфликт, Египет и демократизация в ближневосточном регионе. Представление о том, что США уходят из этого региона, иранская ядерная сделка и кажущаяся уступчивость США по отношению к усиливающемуся Ирану — все это в совокупности создает фундамент подозрительности и недоверия.
Саудовской Аравии грозит дестабилизация и крах?
Не совсем. Хотя некоторые аналитики считают, что Саудовская Аравия по какой-то причине на грани краха, саудовцы еще какое-то время посуществуют как государство. У них много серьезных проблем. Передача власти новому королю и его молодому, неопытному и готовому рисковать сыну породила неразбериху в королевской семье, а это может создать проблемы при передаче власти после Салмана.
В связи с падением нефтяных цен в бюджете Саудовской Аравии возник дефицит и были наложены ограничения на его расходную часть. Саудовцы ведут дорогостоящую войну в Йемене и испытывают давление со стороны усиливающегося Ирана. Но королевство без особых проблем пережило арабскую весну и региональные потрясения, оставаясь стабильным и функциональный государством, имеющим самые большие запасы нефти в мире, низкий уровень долга и большие валютные резервы.
Если сравнивать Саудовскую Аравию с Египтом, Йеменом, Сирией, Ираком и Ливаном, она покажется образцом стабильности. Тем не менее, внутренние проблемы из-за престолонаследия в предстоящие годы могут еще больше осложнить американо-саудовские отношения, создать напряженность и хаос. Саудовская Аравия будет меняться. Но вопрос в том, каким будет этот процесс: эволюционным или революционным.
Американо-саудовские отношения слишком важны, чтобы от них отказаться?
Пока да. Какой бы несовершенной ни была политика Саудовской Аравии, США по-прежнему нужны друзья в этом регионе, чтобы стабилизировать обстановку и отстаивать американские интересы. Соединенные Штаты постепенно ликвидируют свою зависимость от арабских углеводородов, но остальному миру они нужны по-прежнему. А поскольку торговля нефтью как и раньше осуществляется на едином рынке, срывы поставок будут негативно влиять на экономики и рынки всего мира, в том числе, американского.
Таким образом, стабильность в Саудовской Аравии и в Персидском заливе по-прежнему относится к жизненно важным интересам США. И Саудовская Аравия является в этом ключевой составляющей, несмотря на все ее недостатки. Ваххабиты саудовцы или нет, Вашингтону по-прежнему нужна эта страна для обмена разведданными и для проведения боевых операций против ИГИЛ и филиалов «Аль-Каиды» в Йемене. Он нуждается в содействии Эр-Рияда при решении сирийской проблемы, чтобы найти выход из гражданской войны и ликвидировать ту черную дыру хаоса, в которой сегодня существует Сирия.
При новом президенте отношения улучшатся?
Конечно, саудовцы уже смотрят мимо Обамы в ожидании следующей администрации и в надежде на то, что новый президент будет другим. Заявление Обамы Джеффри Голдбергу (Jeffrey Goldberg) из Atlantic о том, что Саудовская Аравия пытается жить за чужой счет, пользуясь гарантиями безопасности США и не внося свой вклад в поддержку американских целей, вряд ли могло понравиться королю. Не могло ему понравиться и нежелание Обамы идти на риск в Сирии, в то время как он пошел на риск ради договоренности с Ираном. Но эта политика вряд ли претерпит серьезные изменения в 2017 году.
Печальный факт заключается в том, что Соединенные Штаты застряли в западне неудачного брака с Саудовской Аравией, не имея особых шансов ни на развод, ни на примирение. Та ближневосточная неразбериха, которая отдаляла их друг от друга, может в итоге заставить их сотрудничать. Несмотря на имеющиеся разногласия, в обозримом будущем Соединенные Штаты и Саудовская Аравия скорее всего найдут способ, чтобы как-то сотрудничать, где это возможно, и согласятся не соглашаться там, где это необходимо.