Если очередное непродуманное решение, порожденное одиночеством президентского дворца, не будет отменено, президент Дилма Русеф (PT) может отправиться в Нью-Йорк с весьма плохой идеей в своем багаже: сообщить ООН о предполагаемом государственном перевороте, которым, по ее мнению, является процесс импичмента.
В своем дворцовом бункере президент, кажется, питает нелепые иллюзии, считая, что международная пресса готова ее поддержать. Это мнение ошибочно. О смещении президента публикуются самые различные комментарии.
Даже если бы она оказалась права, этот поступок все равно является безответственным. Президентство принадлежит не Дилме и не «Партии трудящихся», а Республике. Тем, кто эту должность занимает, следует заботиться о репутации президентства как внутри государства, так и за его пределами, вместо того чтобы ее подрывать.
Пока же в отношении процедуры импичмента, с институциональной точки зрения, замечаний нет. Что до большого числа вовлеченных в его проведение неблаговидных политических фигур, следует отметить, что они суть представители народа, избранные таким же демократическим путем, как и сама президент.
Кроме того, парламентарии не действуют в этом политическом процессе произвольно. Процедура идет в рамках правовых параметров и под контролем Федерального верховного суда.
Можно, как это делает Folha, выразить сомнение по поводу того, является ли так называемое педалирование налогов достаточным основанием для импичмента. Нельзя отрицать, однако, что эта практика числится среди должностных преступлений, указанных в законе, и что, согласно Конституции, депутаты обладают полномочиями требовать решения данного вопроса в суде.
И потому председатель Верховного суда и министр Селсу де Меллу (Celso de Mello) опирается на веские причины, так говоря о планах Русеф в ООН: «Представлять конституциональную процедуру импичмента как государственный переворот — большая ошибка».
В Организации Объединенных Наций президенту удастся разве что заручиться поддержкой ряда таких второстепенных латиноамериканских союзников, как Эво Моралес. Со стороны Дилмы кажется неблагоразумным воодушевление по поводу легкомысленных заявлений генеральных секретарей ОАГ, Луиса Альмагро, и УНАСУР, Эрнесто Сампера. Маловероятно, что эти организации готовы скрепить их печатью.
Остальные присутствующие на церемонии подписания Парижского соглашения, безусловно, воспримут как необычную (если не сказать беспринципную) тактику использования совещания по вопросам изменения климата для пропаганды, адресованной бразильской общественности, и что хуже всего, ради спасения собственной шкуры, а не в национальных интересах.
Этим неверным шагом Русеф, с ее дипломатической халатностью, удастся лишь в очередной раз подточить репутацию Бразилии как эффективной и стабильной демократии, с большим трудом построенной Фернанду Энрике Кардозу (Fernando Henrique Cardoso) и Луисом Инасиу Лулой да Силва (Luiz Inácio Lula da Silva).