Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия против НАТО — стратегические игры продолжатся

Итоги заседания Совета НАТО-Россия: Североатлантический альянс фактически признал Грузию и Украину сферой российского влияния.

© REUTERS / US Navy/Handout via ReutersРоссийский Су-24 над американским эсминцем «Дональд Кук»
Российский Су-24 над американским эсминцем «Дональд Кук»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На предсказуемо завершившееся ничем заседание Совета НАТО-Россия никто особых надежд не возлагал. Кроме, пожалуй, одной — снижения напряженности в небе и на морях Европы, прежде всего — на Балтике. В НАТО опасаются, что инциденты, подобные облету американского эсминца «Дональд Кук» самолетами ВВС России, могут привести к нечаянному столкновению с непредсказуемыми последствиями.

На предсказуемо завершившееся ничем заседание Совета НАТО-Россия никто особых надежд не возлагал. Кроме, пожалуй, одной — снижения напряженности в небе и на морях Европы, прежде всего — на Балтике. В НАТО опасаются, что инциденты, подобные облету американского эсминца «Дональд Кук» самолетами ВВС России, могут привести к нечаянному столкновению с непредсказуемыми последствиями. Представитель России при Альянсе Александр Грушко эти опасения отмел, возложив при этом вину за эскалацию напряженности на Брюссель.

Непредсказуемые сюрпризы Кремля

Кремль ведет рискованную игру, но при этом не переходит определенную грань. Российские самолеты, имитировавшие атаку на американский корабль, не были вооружены. Поэтому даже «зацепить» их радаром ракетной установки, согласно существующим еще со времен «холодной войны» российско-американским договоренностям, было бы враждебным актом. При этом «послание» Москвы НАТО совершенно недвусмысленно — «НАТО — враг». И если в 2017 году альянс начнет объявленную ротацию трех бригад полной готовности в странах Балтии и Польши, то обещанный постоянным Россией «асимметричный ответ» обязательно будет дан.

Каков он будет, можно лишь догадываться. То ли Кремль объявит о размещении тактического ядерного оружия в Калининградской области, то ли официально признает «Приднестровскую молдавскую республику» как независимое государство, то ли присоединит к себе Южную Осетию. Возможно, ответом станет массированное наступление сирийских правительственных войск на Алеппо при поддержке российской боевой техники. В общем, накануне намеченного на начало июля саммита НАТО в Варшаве руководители стран Альянса очень туманно представляют себе, что предпримет российское руководство. Это создает нервозную обстановку.

Одинокая Америка


На прошедшей недавно в Братиславе конференции по вопросам глобальной безопасности GLOBSEC глава МИД Польши Витольд Ващиковский заявил, что считает Россию большей угрозой для европейской безопасности, чем террористов из «Исламского государства». Некоторые в аудитории поморщились от столь сильного сравнения. Но далеко не все. Сценарии вроде массированной российской кибератаки, парализующей государственные учреждения и военные коммуникации стран НАТО, или ультиматума Литве с требованием создать экстерриториальный коридор для транзита военных эшелонов в Калининградскую область обсуждались в словацкой столице как вполне реальные.

Одновременно в Братиславе я вновь слышал из уст американских дипломатов и заместителя генсека НАТО Александра Вершбоу те же самые призывы, которые впервые прозвучали еще на саммите Альянса в Праге в 2001 году. «Дорогие европейские союзники! Америка не будет в одиночку нести бремя коллективной обороны! Пожалуйста, доведите объем военных расходов до согласованных 15 лет назад двух процентов ВВП».

Но, как и в начале века, призывы эти слышит лишь меньшинство. Два процента ВВП, помимо США, тратят на оборону Франция, Эстония, Польша и Великобритания. Причем специальная комиссия палаты общин обнаружила, что британское правительство «креативно интерпретировало» понятие оборонных расходов с целью этой цифры достичь.

Однако большинство европейских стран поглощены сейчас миграционным кризисом и возможным выходом Соединенного Королевства из ЕС. Украина, Центральная Европа и Россия для них — темы периферийные.

Думаю, в этих условиях Кремлю очень хотелось бы видеть единство НАТО подорванным. Для этого нужно создать такую ситуацию, при которой часть союзников согласилась бы, что одному из членов альянса грозит опасность, и потребовала бы ввести в действие пятую статью Североатлантического договора (она трактует нападение на одного члена НАТО как агрессию против всех), а другая группа стран отказалась бы это сделать.

Грузия и Украина: ограниченный суверенитет?

Впрочем, в какой-то степенно непредсказуемая, туманная угроза оказывается даже более эффективной. Так, еще пару месяцев назад предполагалось, что в НАТО обсуждают возможность сделать на следующем саммите некий решительный шаг навстречу Грузии, которая давно просит принять ее в альянс. Однако решительное «нет» Германии сняло тему с повестки дня.

Как и на бухарестском саммите НАТО в 2008 году, на этот раз опять решили «не провоцировать Москву». Думаю, тут подействовала угроза Владимира Путина признать результаты референдума в Южной Осетии о присоединении к России, если ее власти захотят такой плебисцит провести. А «власти» Южной Осетии захотят то, чего захочет Кремль.

Представить себе новый раунд конфронтации с Москвой (а он был бы неизбежен, присоедини Россия те земли, которые весь остальной мир считает территорией Грузии) в Брюсселе и Вашингтоне могут только в ночном кошмаре. Поэтому Тбилиси вновь поставили в очередь — и вновь рядом с Киевом. Фактически, Москва уже добилась того, что Украину и Грузию в НАТО считают не вполне суверенными странами, частью сферы притяжения и неоспоримого влияния России.

Несмотря на экономическую слабость, Москва играет с НАТО и ЕС довольно смело, оставаясь непредсказуемой и не боясь идти на обострение. Думаю, до конца года Кремль преподнесет миру новые стратегические сюрпризы.