Не сказать, что Воислав Шешель чувствует себя как дома в Нови-Саде, столице Воеводины. Этот регион на севере Сербии представляет собой один из последних оплотов либерализма в стране. И он чуть меньше, чем остальные, затронут нескончаемым экономическим кризисом, в котором сейчас находится Сербия. Ситуация не слишком благоприятная, но кандидат от ультраправых на выборах 24 апреля Шешель представлен на рекламных плакатах «победителем» — человеком, который поборол международный суд.
За 12 лет тюрьмы в голландском Схевенигене ему пришлось иметь дело с куда более проблемной публикой: членами международного трибунала по бывшей Югославии, где его судили за преступления против человечности и военные преступления. Шешель же превратил зал суда в трибуну для своих ультранационалистических филиппик. В 2014 году его отпустили на свободу по состоянию здоровья, а 31 марта 2016 года оправдали. Судьи посчитали, что политическая деятельность, в том числе набор добровольцев, этого бывшего соратника диктатора Слободана Милошевича не была напрямую связана с преступлениями в Боснии и Хорватии.
Теперь старый трибун ультраправых начал новую кампанию. И стремится сделать свою Сербскую радикальную партию третьей политической силой страны. Опросы сулят ему от 8 до 10%, даже больше. Во всяком случае, достаточно, чтобы вернуться в парламент 25 лет спустя после первых выборов.
Оправдание Шешеля выпустило демонов
Тем временем Шешель занимается привычным делом. О призывах к убийству речи больше не идет, но цели остались прежними. «Хорваты вооружаются, покупают вертолеты у американцев…. Думаете, они хотят напасть на Венгрию? Или Словению? Нет, они хотят Воеводину, хотят дойти до Белграда!»
По правде говоря, о Вучиче Шешель отзывается еще относительно мягко. По мнению наблюдателей, нынешнее переустройство сербской политической сцены выгодно в первую очередь двоим: умеренному центристу премьеру и непримиримому оппозиционеру Шешелю. Толпа же хотела на все это плевать и кричит: «Вучич — пи..р!» Зажигаются файеры.
Все это напоминает стадион, и в этом главная проблема. За процессом Воислава Шешеля и его нынешней кампанией в Сербии наблюдали как за футбольным матчем, аплодируя самым зрелищным моментам. Хотя Сербия и выдала Гааге военачальников, процесс не сопровождался какой-либо разъяснительной работой и представлялся как «антисербская» агрессия.
«Оправдание Шешеля выпустило наружу демонов, — говорит преподаватель права и бывшая оппозиционерка Весна Ракич Водинелич. — Приговор вернул веру в идею “Великой Сербии”, подтвердив, что она является политическим, а не преступным проектом».
Россия разыгрывает карты
На самом деле возвращение Воислава Шешеля связано в большей степени не с ультранационалистической риторикой, а пророссийскими позициями. По словам Шешеля, он представляет «единственную серьезную политическую партию, которая предлагает союз с Россией, военный союз с участием Казахстана, Белоруссии и Армении». Шешель всегда придерживался пророссийских позиций, как и избиратели, да и вообще большая часть сограждан. Россия «не бомбила нас» (отсылка к ударам НАТО в 1999 году) и продолжает выступать против независимости Косова. Это славянская, православная и «братская» страна.
Несмотря на это, большинство сербов, как и их премьер, из прагматизма поддержали мысль о сближении с Западом. Сейчас же эти настроения спадают, особенно среди молодежи. В опросах Москва и Брюссель сейчас на равных, а пророссийские партии могут набрать в общей сложности около 20% голосов. Пусть этот вопрос и не является ключевым для кампании, он звучит во всех выступлениях кандидата Шешеля. В январе ему нанес показной визит российский вице-премьер Дмитрий Рогозин.
«Россия разыгрывает свои карты, — отмечает директор прозападной экспертной группы Елена Микич, которая за последние несколько лет отметила формирование около сотни пророссийских ассоциаций, сайтов и различных структур. — Голосование в Сербии всегда было иррациональным. Особенно в этом вопросе: Россия ни разу ничего нам не дала, даже скидки на газ».