Как известно, Башару Асаду сейчас дует в спину попутный ветер, и он укрепляет позиции на фоне возобновления переговоров в Женеве.
В военном плане Башар Асад с союзниками перешли в наступление в районе Дамаска и Алеппо. Их цель — обезопасить регион Дамаска и Латакии, а также ось Хомс-Алеппо. И если Алеппо окажется в руках режима, это будет означать отвоевание всей «полезной Сирии».
В такой перспективе в начале апреля этого года сирийская авиация обстреливала Сокне, чтобы открыть дорогу в Дэйр-эз-Заур, который находится под контролем ДАИШ, «Джебхат ан-Нусра» и других исламистских групп.
Этот процесс сопровождается реорганизацией армии (около 60 тысяч человек) и повышением молодых офицеров. Важная роль отводится российским военным консультантам.
В таких условиях Башар Асад рассчитывает на прагматизм президента США, чтобы представить себя незаменимым партнером. По крайней мере, он сказал именно это французским парламентариям, которые нанесли визит в Дамаск 27 марта 2016 года. Для него предпочтительнее достичь соглашения с администрацией Барака Обамы, чем с его преемником. Кроме того, он рассчитывает, что Вашингтон надавит на своих региональных союзников, Анкару и Эр-Рияд, чтобы те прекратили поддержку мятежников.
Главные международные покровители политического переходного процесса — это Вашингтон и в первую очередь Москва. Европейцы же во главе с Францией (она занимает наиболее враждебную позицию) все больше выбывают из игры, впав в ступор на фоне притока мигрантов.
Асад, Россия и Иран: единство союзников
Ни для кого не секрет, что межсирийский диалог в Женеве — сплошной театр, и что основные переговоры ведут за кулисами Джон Керри и Сергей Лавров на пару с региональными союзниками.
Уверовав в прочность альянса с Ираном, ливанской «Хезболлой» и Россией, Дамаск переходит в политическое наступление. 13 апреля Башар Асад провел выборы в находящихся под его контролем зонах.
Чтобы удержаться у власти, Асад будет способствовать формированию новой элиты, которая поддерживает текущую власть, но не принадлежит к партии «Баас». В то же время Высший комитет по переговорам, который пользуется активной поддержкой Саудовской Аравии, по всей видимости, сдает позиции. Он распался на части в результате тактической игры Дамаска и Москвы, а его голос уже почти не слышно.
Как видно, рассуждения о разногласиях между Ираном, Россией и Асадом совершенно не обоснованы. Все они едины в одном: стремлении победить. И в такой перспективе явно существует прекрасно отработанный план о том, как поставить Запад перед свершившимся фактом.
Если помните, западные дипломатии вот уже пять лет руководствуются некими весьма туманными заявлениями и воображают, что Россия и Иран в конечном итоге сожгут мосты с Асадом.