Визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Армению стал поводом для бурных обсуждений. Перед визитом в некоторых кругах распространились панические настроения, что Лавров приезжает в Армению, чтобы заставить власти Армении сдать земли Арцаха (армянское название Нагорно-Карабахской Республики — прим. ред.) Азербайджану. Основой для таких настроений стали публикации в российских СМИ, в которых отмечалось, что Лавров отправляется в Ереван с предложениями по урегулированию карабахского конфликта, согласно которым, Армения и Азербайджан должны пойти на «болезненные компромиссы».
Но заявления Лаврова полностью опровергли эти беспокойства. Глава МИД России говорил не о каких либо вариантах урегулирования конфликта (хотя и косвенно затронул «Казанский документ»), а сказал, что условия соглашений 1994-1995 годов между Арменией, Арцахом и Азербайджаном о перемирии должны сохраняться в полной мере. Кроме этого, Лавров постоянно подчеркивал важность проведения переговоров исключительно в рамках Минской группы ОБСЕ.
Перемирие и мирный процесс переговоров сами по себе не могут не соответствовать армянским интересам, это даже примитивный подход, но если глубже всмотреться в проблему, возникают некоторые вопросы. Азербайджан развязал новые военные действия, грубо нарушая соглашения о перемирии 1994-1995 годов и обязательства перед всеми международными организациями, в том числе перед Минской группой ОБСЕ, об исключительно мирном урегулировании карабахского конфликта.
В результате военных действий изменился статус-кво, изменилась та ситуация, которая была до 2 апреля. Погибли сотни военных и мирных жителей, вооруженные силы перешли ранее определенные границы линии соприкосновения, взяли некоторые позиции, подвергли бомбардировкам населенные пункты, совершили военные преступления.
И что теперь? Притворяться, что ничего этого не происходило и вернуться к предыдущей ситуации? Даже при желании это невозможно. Ситуация изменилась. Миссия Минской группы ОБСЕ не столько в урегулировании конфликта, сколько в предотвращении новой войны и кровопролития.
Все посредники, в том числе Лавров, заявляют, что конфликт могут урегулировать только сами стороны этого конфликта, а задача посредников в том, чтобы собрать стороны вокруг стола. Но посредникам не удалось заставить Азербайджан отказаться от идеи разрешить проблему Арцаха с помощью войны.
Баку от этой авантюры не удержали ни соглашения о перемирии, ни призывы Минской группы. Следовательно, откуда кто может гарантировать, что через несколько дней, через месяц или год Азербайджан снова не начнет военные действия? Если произошедшему не дается четкая оценка, а Азербайджан, когда хочет, начинает войну, когда хочет, просит перемирия, то имеет ли смысл возвращаться к прежнему статус-кво и переговорам?
Конечно, в карабахском вопросе как интересы сторон, так и посредников сталкиваются, следовательно, каждый пробует маневрировать. Конкретно Россия дала понять, что ей выгодно заморозить конфликт, а не решить его. Об этом ранее заявлял премьер-министр России Дмитрий Медведев.
После четырехдневной войны, в дни визитов в Ереван и Баку, он отметил, что лучше заморозить конфликт, чем проливать кровь. Как бы там не было, Армения не должна просто так прощать Азербайджану четырехдневную войну. Официальный Ереван должен ужесточить свою позицию, потребовать существенные гарантии сохранения перемирия и безопасности народа Арцаха. Такой гарантией может быть отказ от каких-либо односторонних уступок и начало процесса признания независимости НКР.
Армения уже пошла на уступки, участвовала в переговорах насколько это было возможно, но Азербайджан отправил в трубу всю проделанную за 22 года работу по переговорам. Нужно отметить, что в официальных заявлениях Армении уже замечается изменение позиции.
В частности, Серж Саргсян отметил: «Нарушение перемирия отбросило переговорный процесс далеко в сторону. Мы были уверены, что этот вопрос может решиться исключительно на основе компромиссов, мирным путем, но сегодня имеем иную ситуацию».
Именно на встрече с Лавровым президент подчеркнул, что посредники конкретно не указывают на ту сторону, которая отказывается от предложений мирного урегулирования, в результате чего Азербайджан безнаказанно нарушает перемирие. В дни разгара войны президент Саргсян поручил подготовить текст договора о военной взаимопомощи с Арцахом. Пока судьба этого документа не известна.
Вероятно, власти ждут дальнейших шагов Баку. Но, в не зависимости от дальнейших действий Азербайджана, этот процесс нужно довести до конца. Нужно наказать Азербайджан каким-нибудь образом, чтобы для их властей стало понятно — любая новая военная авантюра окончательно закроет перспективу получения не то чтобы пяти, но даже и половинки региона.