Глава Меджлиса крымско-татарского народа (деятельность организации приостановлена на территории России — прим. ред.) Рефат Чубаров заявил, что самой эффективной и вместе с тем недостаточной для деоккупации Крыма остается дипломатическая сфера, однако нельзя исключать и военный фактор.
«Военный фактор не может просто так быть отброшен. Мы должны делать свою часть «домашнего задания» — укрепление армии. Мы должны уделять особое внимание флоту, но только сил Украины, чтобы хотя бы просто присутствием военной силы вынудить Россию не заниматься дальше глупостями, мы не в состоянии, — у нас настолько не хватает сил», — сказал Чубаров в интервью «5 каналу».
Также он подчеркнул важность международной поддержки Украины в отношении Крыма, но отметил, что международное сообщество не понимает тщетность своих надежд на надлежащие действия России.
«Буквально сегодня уже опять Кремль отреагировал на предложения о возможном направлении мониторинговых групп ОБСЕ относительно тех районов Донецкой и Луганской областей, которые нами (Украиной — прим. ред.) не контролируются: такое может быть, но по согласию «этих республик, этих территорий». Значит Россия все более противоречиво интерпретирует Минские соглашения», — говорит Чубаров.
По его мнению, Украине следует уделить больше внимания сотрудничеству со странами Черноморского бассейна, поскольку эти страны — Болгария, Румыния, Грузия, Турция — «ощущают не меньшую угрозу, чем Украина». «Поэтому я приветствую… обсуждение вопросов, связанных с созданием морских формирований, которые могли одновременно отвечать требованиям этих стран… Думаю, что НАТО должен больше присутствовать… постоянно присутствовать в Черном море… Это все будет удерживать Россию от нежелательных для нас действий», — считает Чубаров.
Напомним, полуостров Крым был захвачен российскими войсками весной 2014 года, спровоцировав волну осуждения со стороны международного сообщества и введение первых. Как констатировали наблюдатели Humans Rights Watch, российская оккупационная власть создала в Крыму «атмосферу вездесущего страха и подавления», которую поддерживает там уже два года с момента захвата украинского полуострова.
Согласно отчету, опубликованному 18 марта нью-йоркской группой правозащитников, с момента аннексии Крыма в марте 2014 года пространство для свободы слова, собраний и СМИ в Крыму резко сузилось.