27 апреля должен состояться первый запуск ракеты «Союз 2.1 а» с космодрома «Восточный» в Амурской области близ поселка Углегорск. Об этом сообщается на странице Роскосмоса в Facebook. Строительство космодрома, которое обошлось российским налогоплательщикам в 400 миллиардов рублей, называют одним из самых коррупционных проектов последних лет. Оно началось в 2012 году и в 2015-м должно было завершиться, но помешали масштабные хищения: по данным Генпрокуратуры, при строительстве космодрома было украдено 7,5 миллиардов рублей. Счетная палата полагает, что на стройке в Амурской области было похищено 13 миллиардов. Эксперты уверены, что украденные суммы могут быть значительно выше.
Вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, курирующий возведение «Восточного», в 2012 году «давал зуб», что космодром будет сдан в срок. Однако из-за неготовности основных объектов стартового комплекса запуск перенесли на 2016 год.
Строительство космодрома сопровождается скандалами, связанными с невыплатой зарплат рабочим. Накануне запуска ракеты с космодрома прокуратура Приморского края сообщила, что бывший подрядчик «Восточного» — «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК) — так и не выплатил 1113 работникам предприятия 124 миллиона рублей.
Ранее Роструд сообщал, что все долги по зарплатам строителям космодрома погашены.
О массовых долгах по зарплате строителям Восточного стало известно в 2015 году — тогда несколько десятков строителей объявили голодовку, а около сотни — забастовку. В ходе прямой линии рабочим удалось пожаловаться на задержку зарплат президенту Путину, сразу после этого стройку посетил ее куратор вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин и отрапортовал, что проблемы улажены.
В результате проведенных проверок следственные органы завели более 20 уголовных дел, связанных с присвоением, растратой и мошенничеством. Роструд возбудил 1300 административных дел за задержки выплаты денег строителям. Вину за хищения, растраты и невыплаты зарплат рабочим Дмитрий Рогозин возложил на субподрядчиков.
В этом году накануне очередной прямой телефонной линии с президентом Путиным в Уссурийске был задержан сотрудник ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» Антон Тюришев, который год назад просил президента разобраться с долгами по зарплате строителям космодрома «Восточный». В этот раз Тюришева вызвали в отдел полиции в Уссурийске «для профилактической беседы». После проверки на возможную причастность к уголовному преступлению его отпустили, однако затем на улице его вновь остановили сотрудники полиции и обвинили в нецензурной брани в общественном месте. 20 апреля строителя, который не смог задать Путину неудобные вопросы про космодром «Восточный», отпустили.
Еще в 2015 году сотрудник ФБК Алексея Навального Любовь Соболь провела расследование строительства космодрома «Восточный». Выяснилось, что большинство госконтрактов на проектирование различных объектов нового космодрома от стартового комплекса до автомобильных дорог проходило по фиктивным госконтрактам, а строительство объектов велось без подготовленных проектно-сметных документаций и госэкспертиз. Кроме того, космодром так не был сдан в срок, так что Любовь обратилась к Дмитрию Рогозину с просьбой выполнить свое обещание и «отдать зуб».
Дмитрий Рогозин зуб не отдал, а напротив, пообещал «дать в зубы» своим критикам. Любовь Соболь полагает, что нарушения, выявленные ФБК при строительстве космодрома Восточный, обязательно скажутся на качестве и безопасности построенных там объектов:
— Сказать точно, какую сумму похитили из бюджета, выделенного на строительство космодрома «Восточный», достаточно сложно. Эти данные засекречены, в прессу просачивается различная информация. Единственный объективный источник — отчет Счетной палаты, но он засекречен, его не выдают даже по запросу и никому не показывают. Есть отдельные заявления Татьяны Голиковой, которая возглавляет Счетную палату, о неэффективном расходовании бюджета на сумму около 13 миллиардов рублей. Конкретную сумму сказать трудно, свою оценку должны дать аудиторы Счетной палаты и Следственный комитет. Пока таких оценок в публичной сфере не появляется. Но масштаб хищений, коррупции и неэффективных трат огромен.
— Какие коррупционные схемы были использованы при строительстве космодрома «Восточный»?
— При строительстве всегда воруют по очень простой схеме: в прайс-листе заложены одни строительные материалы, одни работы, говорится, какое количество ресурсов должно быть потрачено. По факту же все строится на других ресурсах и с другими материалами. То есть идет ухудшение качества строительных работ. Это обычная история, так воруют на строительстве любого объекта — будь то космодром, дом, детская площадка, что угодно. Здесь же такой оценки не проводилось. Ее должны проводить эксперты после строительства, проверять по проектной документации, что по факту было построено. И будет ли это проанализировано — вопрос к проверяющим органам. Я, как обычный гражданин России, не смогу провести эту оценку. Но собака обычно зарыта именно в этом — в ухудшении и снижении качества и количества построенных там объектов за счет коррупции.
— Какие нарушения вы смогли обнаружить, изучая строительство?
— Первое — это расхождение проекта и строительства. То есть мы зафиксировали, что основные объекты космодрома «Восточный» строили без государственной экспертизы и без проектной документации. Естественно, это отражается на качестве и безопасности объектов. Выяснилось, что ракета «Союз-2 не подошла по размерам помещению космодрома, а разработка рабочей документации стартового комплекса космодрома для запуска ракеты за 425 миллионов рублей выполнялась уже после начала строительства и, судя по госконтракту, шла всего три дня — с 15 по 18 декабря 2014 года. Потому что бардак и коррупция. Другие нарушения, о которых говорила сама Татьяна Голикова, как глава Счетной Палаты — это завышение смет на строительство космодрома. Для строительства каждого объекта изготавливается проектно-сметная документация, и там идут расчеты сметы, сколько это будет стоить — строительство того или иного объекта космодрома «Восточный», будь то стартовая площадка, технический комплекс, жилые дома, зоны технического обслуживания и так далее. И вот эти сметные нормативы для каждого объекты были завышены, причем завышены необоснованно, и это являлось таким заложенным в смету «откатом», чтобы чиновники его потом могли вывести на свои счета.
— По фактам коррупции там было возбуждено около 20 уголовных дел. Вице-премьер Рогозин, курирующий «Восточный», всю вину за хищения переложил на субподрядчиков. А как вам кажется, возможны ли были такие масшабные хищения без высокого покровительства?
— Конечно, нет! Объекты начали строить без проведенной госэкспертизы — когда официальные органы еще не подтвердили, что проект соответствует всем нормам и правилам. Минобороны, которое отвечает за строительство, дает разрешение на его начало, просто закрывает глаза на такое нарушение. История завышения строительных смет — это также вопрос к руководителям этой стройки, в том числе к Роскосмосу и Дмитрию Рогозину как куратору строительства. Все эти нарушения носят массовый характер, и они упираются не в каких-то отдельных субподрядчиков, а в системный бардак и системную коррупцию.
Ранее сообщалось, что после пробного пуска в этом году весь следующий, 2017 год космодром «Восточный» будет простаивать. Серьезную загрузку он получит в 2018-2020 годах. Об этом 30 марта сказал глава Роскосмоса Игорь Комаров. О том, насколько оправдано строительство космодрома на Дальнем Востоке, и о его перспективах говорит военный аналитик Александр Гольц:
— Я бы не стал называть космодром «Восточный» самым коррупционным проектом последних лет. Есть еще строительство города-сада Сочи к Олимпийским играм. Много чего есть. Кстати, как бы себе в оправдание, господин Рогозин в одном из интервью заявил, что стоимость «Восточного» в 2,5 раза меньше, чем железная дорога к путинской резиденции в Сочи. Тем самым показав смысл этих всех строительств: любая большая стройка в России — это возможность для коррупции, возможность наварить деньги. Тем более, что любая крупная стройка в России осуществляется госкорпорациями, государственными органами, что обеспечивает их полную закрытость и возможность не отчитываться перед СМИ и обществом. Я думаю, что беда «Восточного» даже не в том, что он слишком коррупционен. Он обычно коррупционен. Его беда его в том, что строительство попало на кризис, когда волей-неволей вот эта очень щедрая рука государства, которая готова была оплачивать все на свете, стала чуть-чуть придерживать деньги. И вот здесь-то, как горох из дырявого мешка, посыпались скандалы, и это все стало очевидно. Ведь российский чиновник, который привык воровать, никогда не будет делиться. Он не откажется от своей коррупционной ренты. Стало быть, перестали выплачивать зарплату рабочим, и все это всплыло.
— Если отбросить все эти коррупционные дела — насколько вообще была удачной идея строительства космодрома на Дальнем Востоке? Не проще ли было продолжать запуски с Байконура?
— «Байконур» — другое государство. Мы платим за его аренду Казахстану свыше 100 миллионов долларов в год. Это существенные деньги, особенно, если учесть рост доллара к рублю. Но дело даже не в этом. Все-таки Казахстан довольно жестко пользовался своим правом на эту территорию. Вспомним истории про иски к Роскосмосу за падение вторых ступеней наших тяжелых ракет «Протон-М», которые якобы заражали большую территорию. Вспомним конфликты, когда после каждой аварии Казахстан выставляет России довольно существенные счета и т. д. Все это, конечно, несколько осложняет российскую космическую деятельность. Ну, и ведь и «Байконур» в свое время был выбран неслучайно. Это было наиболее удобное место в бывшем СССР, которое позволяло выводить космические объекты по самому короткому пути, чтобы достичь какой-то орбиты. Ровно по этой логике был выбран и «Восточный», где некогда располагалась ракетная дивизия.
— Насколько удачно это место с точки зрения географии и наличия необходимой инфраструктуры?
— Географически — вполне удачно. Давайте отдавать себе отчет, что космическая деятельность все-таки не относится к самой безопасной сфере человеческой деятельности. Возможны аварии. Так что держать космодром вблизи крупных населенных пунктов особого смысла нет. Да, надо создавать инфраструктуру, ровно так, как она когда-то была создана на «Байконуре».
— Хватит ли сейчас у Роскосмоса на это сил и возможностей, с учетом кризиса и коррупции?
— Это вопрос. Однако проблема не только в этом, но и в желании бодро отчитаться и закрыть все истории от общественного контроля. Я подозреваю, что стройка шла бы куда успешней, если бы всего этого не было. Но если этого не станет — для чиновников эпохи Путина случится полная катастрофа. Чиновник, отвечающий перед обществом, а не перед начальником, которому можно соврать и дать взятку? Такое в нынешней России невозможно, считает Александр Гольц.