Продажа норвежской семги в США только за три года выросла более чем вдвое. Американцы предпочитают норвежскую семгу, выращенную без применения антибиотиков, хотя она и дороже той, что они обычно едят.
«Норвежская семга — превосходного качества, и поэтому она прекрасно продается», — говорит Майк Дельгадо (Mike Delgado). Он — один из «главных по семге» в гигантской американской торговой сети Costco.
На охлажденном прилавке — груды филе норвежской семги, которые ждут не дождутся голодных покупателей, собирающихся объесться суши или же, может быть, приготовить похожий на норвежский обед с семгой в качестве основного блюда.
Три раза в неделю в это отделение Сostco в Лос-Анджелесе прибывают тяжело груженные трейлеры с новым «подкреплением». От него рукой подать до Santa Monica Beach. Отделение — одно из самых больших в Costco.
Семгу, напичканную медикаментами, покупать не хотят
Ключ к тому, что семга норвежского производства находит путь к обеденным столам и ресторанным меню в США, — информация на лиловой, но отчетливой этикетке на упаковках.
Это крючок, на который попадаются жители Калифорнии и все озабоченные здоровьем и думающие о климате американцы. Они хотят есть продукты, которые и способствуют улучшению здоровья, и произведены экологически чистым способом.
Они хотят есть рыбу, которую не кормили медикаментами. И тогда гораздо легче закрыть глаза на тот факт, что морепродукты проделывают путь через половину земного шара в брюхе самолета, прежде чем попасть на «семужный» прилавок в магазине.
Покупателей много, но они капризные
«Мы продаем очень много, 20 тонн в неделю, только в этом магазине», — рассказывает Дельгадо.
Билл Мардон (Bill Mardon) отвечает за закупку морепродуктов для всей гигантской торговой сети. Он признается, что их критиковали за то, что норвежская семга гораздо дороже той, которую магазин продавал раньше.
«Но в том, что касается качества, наши клиенты ненасытны да и средний доход у них повыше, чем и остального населения, и они согласны платить такую цену, потому что эта семга выращена без использования антибиотиков», — говорит Мардон.
Впрочем, он понимает, что именно хорошая цена, которую Costco получает сейчас, поскольку крона слаба по отношению к доллару, дает торговой сети возможность продолжать увеличивать закупки.
Costco — третья в мире торговая сеть, основывающаяся на самообслуживании клубного типа — стала важным элементом новых приоритетов в экспорте норвежских морепродуктов на североамериканский континент. Но здесь покупают семгу не только отдельные частные лица, рестораны тоже составляют существенный процент клиентуры.
Американцы отменили штрафные санкции
Экспорт семги в США на сумму 2,5 миллиарда крон — лишь треть от стоимости свежей семги, отправляющейся на восток и в Азию. Всего можно говорить о росте экспорта в США на 130% в 2012-2015 годах.
До недавнего времени здесь было не так много норвежской семги, американцы удовлетворяли свои потребности, в основном, за счет семги из Чили и Канады, к тому же она была дешевле, чем норвежская сегодня.
Что же произошло?
Попутный ветер в паруса норвежского «семужного» экспорта задул всерьез, когда американцы в 2012 году отменили штрафные пошлины на ввоз норвежской семги. На практике они означали, что норвежский экспорт семги (целых рыбин) на огромный континент был прекращен на 20 лет.
Как будто рубильник опустили
Когда запрет был отменен, то как будто рубильник опустили — экспорт филе норвежской семги резко пошел вверх.
С 16 тысяч тонн до 37 тысяч в прошлом году. И если крона останется слабой, а чилийцы не разберутся с болезнями, которым подвержена семга, ничто не даст оснований говорить, что кривая не будет ползти вверх и дальше.
Если измерять стоимость, то рост еще существеннее, 190%. И это означает только одно: норвежским производителям лучше платят за их продукт.
На самом деле экспорт норвежской семги в США вырос так стремительно, что он иногда ограничивается отсутствием мощностей для авиаперевозки из Европы в США.
Нехватка авиамощностей
«Мы столкнулись с тем, что просто-напросто не хватает складских помещений, куда можно было бы поместить норвежскую семгу, хотя экспортеры часто перегружают товар и в Лондон, и во Франкфурт, и в Амстердам, когда мощностей самолетов из Скандинавии недостаточно», — рассказывает директор Норвежского совета по морепродуктам в США Эгиль Уве Сундхейм (Egil Ove Sundheim).
Произошло несколько событий.
Чили, которая раньше преобладала на рынке, потеряла продажи из-за болезни семги, из-за которой пришлось применять большое количество медикаментов.
Потом цена на нефть стремительно упала, крона стала слабее, а норвежская семга стала существенно дешевле для потребителей в США.
Рост американской экономики продолжался и привел к общему росту потребления в обществе.
В такой ситуации Норвегия вложила несколько десятков миллионов крон в маркетинг здоровой норвежской семги.
«Да, все больше американцев начинают заботиться о том, чтобы еда, которую они покупают, способствовала улучшению состояния их здоровья и производилась без использования гормонов и антибиотиков. Помогает еще и то, что американцы хорошо знакомы с брендом „Norwegian salmon“ („Норвежская семга“). Это очень четко видно и по состоянию рыбных прилавков в магазинах, и в ресторанных меню. Для американцев это синоним еды, которая доставляется к ним из чистого и холодного моря, и что для здоровья есть ее правильно. О проблемах, которые были у нас с рыбьей вошью, и говорить не стоит», — считает Сундхейм.
Он убежден в том, что у норвежской семги есть немало возможностей завоевать еще больший сегмент рынка в США.
Потребнадзор критикует производителей семги
Старший исследователь Бьёрн Туре Люнестад (Bjørn Tore Lunestad) из Национального института исследований питания и морепродуктов (NIFES) пристально следит за производством норвежских морепродуктов.
«В 1987 году при производстве примерно 55 тысяч тонн рыбы использовали примерно 49 тонн антибиотиков. В 2014 году при производстве примерно 1,3 миллиона тонн рыбы использовали 0,5 тонны антибиотиков», — рассказывает он.
Люнестад считает, что такое серьезное сокращение объясняется использованием эффективных вакцин против большинства бактериальных инфекций.
Тем не менее, потребнадзор критикует производителей семги и считает, что состояние здоровья рыбы и ее самочувствие ухудшились. Болезни, высокий уровень смертности и растущие проблемы с рыбьей вошью — вот сложности, с которыми сталкиваются те, кто разводит рыбу в искусственных условиях, написано в ежегодном докладе потребнадзора за 2015 год.
Там также отмечается, что уровень безопасности в отрасли по-прежнему довольно низок и не в состоянии противостоять таким проблемам, как рыбья вошь, а увеличилось также и количество лекарственных препаратов против этого заболевания, поскольку возросла сопротивляемость по отношению к медикаментам.