Несмотря на очевидное замедление российской экономики и значительный ущерб, причиненный российским потребителям ускорившейся инфляцией, ослабленной валютой и рухнувшими ценами на нефть, до последнего времени российский сектор жилищного строительства работал так, как будто ничего не произошло.
По официальным данным Росстата, российское жилищное строительство установило в 2014 году рекорд постсоветского периода, а затем еще один рекорд был установлен в 2015 году. И это не является типографской ошибкой: несмотря на падение ВВП на 3,7%, в прошлом году было построено на 1,5% больше квадратных метров нового жилья. Наверное, это была единственная область экономики, где количество деловой активности возросло.
С учетом быстро ухудшающегося финансового положения людей, взявших ипотечные кредиты (количество просроченных платежей по ипотеке увеличилось, примерно, на 40% за последние полтора года), а также российских строительных компаний (они также сталкиваются с растущим количеством плохих долгов), мне было ясно, что коррекции в области предложения на рынке вряд ли удастся избежать. При отсутствии массивных вливаний государственных ресурсов просто не существовало возможности для сохранения прошлогодних объемов.
И — какой сюрприз! — последние данные Росстата говорят именно об этом. В первом квартале 2016 года производство жилья сократилось примерно на 16% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Самый большой спад произошел в таких сибирских регионах как Томск, Новосибирск и Свердловск, где объемы строительства сократились на 70%.
Но, как и ожидалось, это замедление оказалось менее заметным в таких относительно богатых регионах как Москва и Петербург, а также в таких более умеренных в этом отношении (по крайней мере, по российским стандартам) регионах как Ростов и Краснодар. Короче говоря, строительство жилья, судя по всему, в большей мере сокращается в тех регионах, которые традиционно были самыми слабыми.
Спад на 16% может показаться значительным, однако следует иметь в виду, что 2015 год был рекордным. Результаты первого квартала 2015 года оказались особенно высокими, и здесь мы явно видим некоторое влияние «эффекта базы» (base effect) в количественных показателях. Произведенный объем за последние несколько месяцев, на самом деле, был немного выше, чем в тот же период 2014 года, и поэтому нельзя сказать, что сектор жилищного строительства пережил полномасштабный коллапс. Судя по всему, неизбежную коррекцию, хотя она и была болезненной, можно считать более или менее нормальной.
Однако, на самом деле, она свидетельствует о том, что экономическая гравитация — хотя и с опозданием — начинает влиять на тот сектор, который был одним из немногих светлых мест в российской экономике. Это, неизбежно, приведет к негативному воздействию на уже находящийся в сложном положении рынок труда, а также будет продолжать тянуть вниз общие показатели.