Бывший президент Афганистана Хамид Карзай в конце апреля посетил Казахстан, где выступил на XIII Евразийском медиафоруме в Астане, а затем отправился в Россию для участия в ежегодной международной конференции Минобороны РФ по вопросам безопасности. Накануне своего отъезда в Москву Карзай дал большое интервью DW, в котором подверг резкой критике США и Пакистан и выразил надежду на то, что Россия станет играть в регионе более значимую роль. Подробнее об этом — в выдержках из почти получасовой беседы Гюнтера Кнабе (Günter Knabe) с бывшим афганским лидером.
Deutsche Welle: На данный момент обстановка в Афганистане оставляет желать лучшего и, как многие полагают, может даже ухудшиться. Чем это можно объяснить?
Хамид Карзай: Причины сохраняющейся нестабильности ясны: это непрекращающееся вмешательство Пакистана во внутренние дела Афганистана, а также тот факт, что на территории Пакистана по-прежнему находятся лагеря боевиков, откуда продолжают прибывать радикальные исламисты с целью осуществления терактов. Не менее важной причиной является то, что США и их союзники не обращали должного внимания на происходящее в Пакистане, на лагеря боевиков на территории этой страны. Поэтому ничего не было сделано, чтобы это предотвратить. К сожалению, вместо этого были предприняты меры только на территории Афганистана.
— США играли и до сих пор продолжают играть в Афганистане важную роль: после завершения международной миссии ISAF в стране до сих пор остаются американские силы спецназначения. Вы довольно жестко критикуете Вашингтон. Почему?
— Из-за его промахов, из-за бездействия там, где нужно было принять соответствующие меры, из-за жестких насильственных действий в местах, где их не нужно было предпринимать. К примеру, США ничего не делают для того, чтобы остановить рост и поддержку терроризма в Пакистане и предотвратить его экспорт в Афганистан. Вместо этого они, скорее, оказывают экстремистам финансовую помощь. В то же время в Афганистане они вторгаются в жилые дома, арестовывают людей и отправляют их в тюрьму — и это несмотря на то, что там нет экстремистов, а терроризм зарождается не на территории Афганистана. Это вызывает у афганского населения чувство глубочайшего разочарования и негодования. Это неправильный подход. Разрушая афганские деревни и причиняя страдания гражданскому населению, но в то же время вознаграждая преступников по ту сторону пакистанской границы, США фактически поддерживают терроризм.
— Правда ли то, что власть в Афганистане скоро снова перейдет к талибам?
— Я надеюсь, что нет. Мы не должны допустить возвращения в Афганистан мрачного периода, длившегося последние 14 лет, когда у людей не было возможности получить образование и когда, что совершенно очевидно, в Афганистане произошел скрытый захват власти соседней страной. Мы должны сделать все для того, чтобы это предотвратить.
— Из Астаны вы отправитесь в Москву. Означает ли это, что Россия вернулась в большую геополитическую игру?
— Каких конкретных шагов вы ожидаете от России?
— Россия может задать на региональном и международном уровне ряд вопросов. Например, почему, несмотря на все усилия, за 14 лет не удалось покончить с радикальным экстремизмом и в чем заключаются ошибки международного сообщества и США? Москва может предпринять активные политические действия, не включающие военного вмешательства: решительно отстаивать свою позицию, задавать вопросы, протестовать и оказывать Афганистану политическую поддержку для достижения там мира и безопасности. Кроме того, Россия может начать эффективную антитеррористическую операцию. Если США потерпели неудачу в Афганистане и регионе в целом, то они должны либо искать помощи извне, либо предоставить соответствующие разъяснения.
— Уже несколько месяцев подряд десятки тысяч афганцев, в основном мужчины, покидают страну в надежде на лучшее будущее в Германии. Это стало серьезной проблемой для обеих стран. Ранее вы назвали афганскую молодежь будущим Афганистана. Не означает ли это, что будущее страны убегает из нее?
— Одним из самых больших достижений последних лет стало повышение уровня образования молодежи. Благодаря помощи наших союзников образование смогли получить тысячи афганцев. Страну покидают как раз люди со степенью магистра, профессионалы. Это большая потеря для страны. Отъезд молодежи происходит из-за политической нестабильности и неопределенности. Мы должны сделать все для того, чтобы убедить молодых людей остаться в Афганистане и в том, что их будущее — здесь. Мы должны объяснить им, что в случае, если они останутся на родине, политическая и экономическая ситуация в Афганистане наладится, ведь они способны обеспечить стабильность в стране.