Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Скорый отказ от российских ракетных двигателей опасен для безопасности США

© AP Photo / Terry RennaСтарт ракеты «Атлас V» с ровером Curiosity с мыса Канаверал, 26 ноября 2011 года
Старт ракеты «Атлас V» с ровером Curiosity с мыса Канаверал, 26 ноября 2011 года
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сенатор Джон Маккейн возглавил атаку на РД-180, призывая полностью от них избавиться. Он назвал безрассудством зависеть от русских в деле стратегических запусков и нахваливать дружков Путина каждый раз, когда взлетает «Атлас». В принципе, он прав. Однако на практике стремление сенатора Маккейна как можно скорее ввести запрет на импорт российских двигателей может нанести ущерб обороноспособности США.

В обороне даже хорошие идеи могут привести к гибели людей. Для защиты которых собственно и предназначались. Все зависит от того, как эти идеи реализовать на практике.

Речь в данном случае идет о более чем разумной мысли отказаться от использования российских ракетных двигателей для запусков американских ракет военного назначения. Ракета-носитель «Атлас V», доставляющая на орбиту большинство американских военных и разведывательных спутников, на первой ступени запуска использует два мощных двигателя РД-180. Эти ракетные двигатели производятся российской компанией, чьи руководители поддерживают тесные связи с президентом Владимиром Путиным. После вторжения России на Украину в 2014 году почти все в Вашингтоне сошлись на том, что Соединенным Штатам необходимо разрабатывать собственные двигатели и избавиться от российской технологии.

Сенатор Джон Маккейн (республиканец, штат Аризона) возглавил атаку на РД-180, призывая полностью от них избавиться. Он назвал безрассудством зависеть от русских в деле стратегических запусков и нахваливать дружков Путина каждый раз, когда взлетает «Атлас». В принципе, он прав. Однако на практике стремление сенатора Маккейна как можно скорее ввести запрет на импорт российских двигателей может нанести ущерб обороноспособности США. Причина в том, что существует только одна альтернатива ракеты для запуска спутников — «Дельта IV», и если она не справится с поставленной задачей, «Атлас» окажется не доступен, а ключевые спутники не смогут достичь орбиты.


Здесь я имею в виду не DirectTV. Речь идет о спутниках, необходимых для раннего оповещения в случае пусков ядерных ракет в России и Северной Корее. Речь идет о военных спутниках связи, информация с которых не может быть повреждена или перехвачена врагами. Речь идет о спутниках-шпионах, позволяющих разведывательному сообществу быть в курсе того, что происходит в Китае. Если эти космические аппараты в случае необходимости не смогут быть доставлены на орбиту, противнику будет легче совершить внезапное нападение на Америку.

Поэтому Соединенные Штаты должны иметь гарантированный доступ к космическому пространству, который в свою очередь обеспечивают два надежных семейства ракет-носителей — способных подменять один другого. До недавнего времени этими семействами были «Атлас» и «Дельта», которыми управляет совместное предприятие Boeing-Lockheed Martin под названием United Launch Alliance (Boeing и Lockheed вносят свой вклад в наш исследовательский центр; Lockheed является нашим клиентом по консалтингу). Ракета-носитель «Фалкон-9» компании SpaceX в прошлом году была сертифицирована для запусков, правда, только на четыре из восьми орбит государственной обороны.

Иными словами, на половину интересующих нас орбит. «Атлас» и «Дельта» являются единственными жизнеспособными ракетами-носителями. Разведсообщество и без того уже не знает, кому доверить запуск своих тяжелых спутников подслушивания, поскольку даже «Атлас» не способен с ними справиться (учитывая, что антенны у иных достигают размера футбольных полей). Но предложение сенатора Маккейна значительно усугубит ситуацию, заставляя военных полагаться на «Дельту» во всех 40% стратегических запусков, выполнить которые SpaceX не под силу. Так что, если «Дельта» не справится, некоторые из спутников, представляющих наибольшую важность для обороны США, не смогут попасть в космическое пространство.

В Конгрессе обсуждалась в основном финансовая сторона вопроса. Но она не должна быть главной заботой — не важно, каким путем последуют законодатели в политике космических запусков, обсуждая бюджетный запрос Пентагона на 2017 год, разница с текущими расходами федерального бюджета составит лишь несколько часов работы. Делов-то!

Реальная проблема здесь в том, как защитить саму страну и ее войска за рубежом в течение тех 4–8 лет, которые потребуются для разработки, тестирования, сертификации и введение в эксплуатацию новых ракетных двигателей. Если ключевые спутники не будут своевременно выходить на орбиту, безопасность гражданских лиц и военнослужащих может оказаться под вопросом. Дело не только в необходимости замены существующих военных спутников, прежде чем они выйдут из строя — причина также в том, что такие страны, как Китай и Россия разрабатывают методы уничтожения наших спутников на орбите. ВВС, возможно, потребуется быстро выводить на орбиту спутники, которые даже не числятся в текущем манифесте пусков.

Таким образом, когда высшие чиновники Пентагона говорят, что к 2022 году им нужны еще 18 двигателей РД-180, чтобы обеспечить бесперебойность космических миссий национальной обороны, они не пытаются вступить в борьбу с сенатором Маккейном. В Вашингтоне не дураки сидят. Они говорят о том, что преждевременная потеря российских двигателей может негативно сказаться на обеспечении государственной безопасности. Это мнение было высказано министром обороны, заместителем министра обороны, министром ВВС, начальником штаба ВВС и директором национальной разведки.

Так что забудьте о деньгах — для правительства, которое тратит 11 миллиардов долларов ежедневно, это тривиальный вопрос. Мы попали в эту передрягу, как раз пытаясь сэкономить. На протяжении 20 лет Пентагон экономил деньги на ракетных исследованиях, между тем находясь в зависимости от российских двигателей, а теперь обнаружил, что, возможно, Россия не самый надежный поставщик. Не будь Вашингтон столь мелочным в своем подходе к космическим разработкам, у него на руках уже давно было бы отечественное решение. Теперь же ему остается только ждать, пока промышленность США наверстает упущенное.

В настоящий момент, когда агрессия России в Восточной Европе заставляет Вашингтон находиться в полной боевой готовности, разрабатывается сразу несколько вариантов запуска. United Launch Alliance совместно с Blue Origin и Aerojet Rocketdyne работают над альтернативными ракетными двигателями. SpaceX предложил «тяжелую» версию своей ракеты-носителя «Фалкон-9» для дополнительных орбит. Но на эти решения потребуются годы, а ВВС, управляющие космическими запусками, не могут сидеть сложа руки, положившись на доступность разработок в соответствии с графиком. Им нужны те 18 российских двигателей для обеспечения последовательного перехода от российской к другим технологиям.

Активное обсуждение этого вопроса делает честь сенатору Маккейну. Однако преждевременный запрет на использование российских ракетных двигателей чреват слишком большими рисками. Конгресс должен убедиться в том, что его хорошая идея не повлечет за собой неблагоприятные последствия.