Во время недавней встречи с президентом России израильский лидер пытался увести разговор на вопрос по безопасности, но у Владимира Путина были свои планы. А также о странном заголовке в газете «Едиот Ахронот» о российско-сирийских силах. И еще о возможных поставках системы ПРО «Железный купол» в Турцию.
Визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву на прошлой неделе был бы полностью (и несправедливо) проигнорирован израильскими СМИ, если бы кто-то не расставил «красные флажки» для привлечения внимания — в виде событий, связанных с безопасностью.
События были следующими (в порядке появления):
1. За десять дней до поездки в Россию Нетаньяху заявил о десятках операций, совершенных израильской армией в Сирии с целью предотвращения передачи «Хезболле» нового оружия, меняющего баланс сил.
2. Сообщение о сближении российского и израильского самолетов (опубликовано на сайте Второго канала ИТВ за день до визита).
3. Заявление о том, что «российско-сирийские силы обстреляли израильский боевой самолет» (заголовок в газете «Едиот Ахронот» на следующий день после поездки Нетаньяху).
Все это позволило Нетаньяху снова получить место в заголовках, причем в его любимой сфере — демагогии о безопасности. Только российский сайт «Спутник» сообщил, что во время переговоров Путин убеждал Нетаньяху разрешить российским компаниям разрабатывать израильские месторождения газа в Средиземном море.
В четверг, 21 апреля, канцелярия премьер-министра сообщила, что на переговорах в Москве будут рассматриваться такие темы, как продолжение координации действий для предотвращения «непонимания» между российскими и израильскими военными, переговоры о сирийском урегулировании, продажа Ирану современного российского оружия и предотвращение передачи этого оружия «Хезболле».
Это заявление совершенно отличалось от другого сообщения, опубликованного канцелярией о повестке визита 15 апреля. То сообщение было весьма расплывчатом и говорило, что стороны обсудят разные важные вопросы двусторонних отношений, а также актуальные темы региональной и мировой политики, в том числе, Сирию и переговоры с палестинцами. Неясно, зачем канцелярия в течение четырех дней опубликовала об одном и том же визите два сообщения, причем заметно отличающихся друг от друга. Вероятно, имела место попытка вывести на центральное место переговоров вопросы, связанные с безопасностью.
После встречи Нетаньяху с Путиным не было опубликовано совместное заявление. Нетаньяху рассказал, что «поставил цель усилить координацию действий с Россией для предотвращения инцидентов… Мы подробно и эффективно обсудили вопрос согласования действий между нашими армиями и несколько тем, появившихся недавно… Для нас это очень важно, поскольку необходимо сохранить свободу действий израильской армии в районах, имеющих главное значение для нашей безопасности».
Нетаньяху упоминал о свободе действий ранее, когда говорил о десятках ударов с целью помешать передаче «Хезболле» оружия, меняющего баланс сил. Будучи ответственным за безопасность Израиля, Нетаньяху не объяснил, какие это были операции — воздушные, сухопутные или иные.
В связи с этим заявлением появилось утверждение, что Нетаньяху вышел за рамки правил цензуры, запрещающей говорить об операциях в тылу врага, и лишь в отдельных случаях дозволяющей публиковать такие сообщения со ссылкой на иностранные источники. Но иностранные источники ничего не сообщали о десятках операций в Сирии, где сейчас присутствуют российские военные, за исключением лишь отдельных инцидентов. Может, они просто ничего не слышали об этих десятках операций? Были ли эти слова Нетаньяху началом переговоров с Путиным?
Странный заголовок в «Едиот Ахронот»
На следующий день после возвращения Нетаньяху из России в газете «Едиот Ахронот» на главной странице появился заголовок, гласивший, что «Сирийско-российские силы обстреляли израильские военные самолеты». Но в тексте статьи не было упоминаний ни о сирийцах, ни о самолетах ВКС России. Статью можно было понять так: российские ПВО обстреляли израильские самолеты, вероятно, пролетевшие в районе важных объектов российской армии под Латакией. Пресс-секретарь Кремля опроверг это сообщение, заявив, что огонь не открывали.
Вместе с тем, заголовок в «Едиот Ахронот» интересен еще и тем, что подразумевает возможность о вероятном столкновении боевых самолетов двух сторон. ВВС Сирии сегодня пользуются покровительством российской авиации и готовы угрожать израильским ВВС. Впрочем, к этому следует отнестись с долей скепсиса, поскольку сирийская авиация не в лучшем техническом состоянии.
Так каков сухой остаток рабочего визита Нетаньяху в Россию? В первую очередь это сообщение о следующей поездке в Москву, запланированной на 7 июня, в связи с 25-й годовщиной установления дипломатических отношений. Это будет еще одна встреча двух лидеров, которые уже совершенно не обращают внимания на президента США Барака Обаму и ждут 21 января, когда в Белый дом войдет его преемник или преемница. Русские, кстати, предпочли бы видеть президентом Дональда Трампа. И еще, конечно, «красные флажки» в виде скрытых от общественности военных столкновений, когда Путин, действуя по системе «салями», пытается загнать Израиль в угол. В таком случае Дональд Трамп поможет ему усилить давление на Израиль. Неизвестно, что происходило в других важных вопросах, например, нормализации израильско-турецких отношений, против чего возражает Россия, а также в вопросе появления российских газовых компаний на израильском газовом рынке.
Вето России на израильско-турецкое сближение особенно интересно, причем не из-за возможности экспорта израильского газа, а в свете обстрелов юго-восточных районов Турции боевиками ДАИШ. Если бы отношения с Израилем были бы нормальными, Турция могла бы взвесить возможность покупки системы противоракетной обороны «Железный купол» для защиты этих областей, несмотря на высокую стоимость самой батареи и ее содержания. Но российское вето сводит такую возможность на нет.