Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эйнар Селвик заставил 1600 русских петь на древнеисландском

© flickr.com / Thomas KristensenНорвежская группа «Вардруна»
Норвежская группа «Вардруна»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
1600 русских выкрикивают во все горло строфы из «Речей Высокого» — совсем недалеко от офиса Путина в Москве. Древнеисландские слова эхом разносятся над закрытой фабрикой «Красный Октябрь» в самом сердце Москвы. Молодые русские платят за билет на концерт столько же, сколько за место в историческом здании Большого театра.

1600 русских выкрикивают во все горло строфы из «Речей Высокого» — совсем недалеко от офиса Путина в Москве. «Гибнут стада, родня умирает, и смертен ты сам; но знаю одно, что вечно бессмертно: умершего слава!» Древнеисландские слова эхом разносятся над закрытой фабрикой «Красный Октябрь» в самом сердце Москвы.

Эйнар «Квитрафн» Селвик (Einar «Kvitrafn» Selvik) и норвежская группа «Вардруна» (Wardruna) указывают преданным россиянам прямую дорогу к Хель (Hel) (Хель — повелительница мира мертвых в скандинавской мифологии — прим. ред.). Доведенная до экстаза российская публика поет строчки из «Речей Высокого» наизусть, как и многие другие песни «Старшей Эдды».

Анатолий и его товарищи приехали сюда из самой Сибири.

«Мы из маленького городка под Омском, проехали больше 2200 километров, чтобы попасть на Эйнара. „Вардруна“ — наш главный пример для подражания», — говорит Анатолий.

«Ничего, что пришлось проделать такой путь. Сегодня в Москве просто потрясный вечер».

Викингами одержимы и в степях, и в Москве


Дима из Новосибирска сбрасывает с себя свитер, демонстрируя какие-то древнеисландские татуировки, и с яростью смотрит на корреспондента Aftenposten, который снимает на мобильник поющих древнеисландских русских. «Кончай ты эту ерунду, слушай лучше музыку!» — строго приказывает Дима.

Потом он раскидывает руки в стороны, откидывает голову назад и поет дальше звучные строчки из «Речей Высокого». «Ты оторвался от своих корней», — вырывается у Димы.

Большинство фанатов — обычные российские девушки и парни, они остаются в одежде, но совершенно очевидно, что все они просто тащатся от древнескандинавских песен о богах.

Молодые русские платят за билет на концерт столько же, сколько стоит место в первых рядах партера в историческом здании Большого театра, где выступают лучшие в мире танцовщики и оперные певцы.

Звуки рожка разносятся над «Красным Октябрем»

После двух часов музыки — рожка, берестяного рога, норвежской скрипки хардингфеле, губной гармоники, таких исторических инструментов, как трещотки, барабаны из оленей шкуры, костяные флейты и древнейший норвежский струнный инструмент Кравикская лира, стены «Красного Октября» просто начинают дрожать. Русские хотят петь на древнеисландском еще.

«У меня было такое ощущение, что я оказалась в мистическом, темном, погруженном в туман и мокром от дождя лесу. А на поляне стоит „Вардруна“, исполняет языческие обряды и дает нам какую-то мощную энергию. Описать это невозможно», — написала одна русская девушка в группе «ВКонтакте» после концерта.

11 тысяч фанатов следуют за своими норвежскими героями-музыкантами в социальной сети.

В группе «Вардруна» больше членов, чем в фанклубе невероятно популярного биатлониста Уле Эйнара Бьёрндалена (Ole Einar Bjørndalen).

«Я потрясен приемом»

— Это потрясающе. Просто чума, — говорит Эйнар Квитрафн Селвик корреспонденту Aftenposten после концерта в ночь на понедельник.

— Русские — очень непосредственные и страстные. Реагируют потрясающе. Мы впервые исполнили песню сверх программы. Они это действительно заслужили, — говорит Селвик.

— А как тебе удалось заставить 1600 русских петь «Речи Высокого» и хотеть попасть в царство мертвых?


— Думаю, что у нас параллельные культуры. Если углубиться в историю, то наследие у нас общее. И я думаю, что люди это чувствуют. И хотя мы упакованы в древнеисландское, темы-то все равно универсальные. Об отношении к природе, отношениях между людьми, о том, что больше, чем мы сами, независимо от того, относится ли это к религии, или нет, — говорит он.

Древнеисландская музыка находит путь к миллионам молодых

Селвик начал музыкальный проект «Вардруна» в 2003 году, он пишет музыку, основанную на рунах, древних инструментах, которые использовали еще викинги, и тексты на норвежском, древненорвежском и древнеисландском.

© flickr.com / Thomas KristensenСолист группы «Вардруна» Эйнар Селвик
Солист группы «Вардруна» Эйнар Селвик


«Я затеял „Вардруну“, потому что чувствовал, что, хотя многие стали заниматься этой частью нашего культурного наследия, они толковали древнеисландское по-своему, использовали соответствующие инструменты, язык и звуки», — говорит Селвик. На этой неделе его к тому же выдвинули на соискание премии за исполнение норвежской музыки.

«Честно говоря, тогда, когда я начинал, то не думал, что это будет что-то особенное. И поэтому такой отклик кажется совершенно невероятным».
В Москву он взял с собой Линди-Фэй Хелла (Lindy-Fay Hella), Эйлифа Гундерсена (Eilif Gundersen), Арне Сандволла (Arne Sandvoll), Йоргена Бёнстю Нюрённинга (Jørgen Bønstu Nyrønning) и Ханса Кристиана Далгорда (Hans Christian Dalgaard).

По следам Рагнара Лодброка


Важная причина того, что норвежская группа собирает в Москве полные залы, — грандиозный ирландско-канадский сериал про «Викинги» о герое Рагнаре Лодброке.

Когда группа исполняет песни «Helvegen» и «Fehu», играющие в сериале важную роль, зал буквально дрожит.

Только в США и Канаде сериал «Викинги» посмотрели 7 миллионов человек. «Квитрафн» (Kvitrafn) сам принимал участие во многих сериях и исполнял свои песни.

«Я обратил внимание на то, что у людей очень личное отношение к музыке. Мысли, чувства, выраженные в ней, ее дух не менее важны, чем сама музыка», — признается Селвик корреспонденту Aftenposten.

Опасались православных экстремистов


Культ древнеисландской культуры, язычества и мифологии — не шутка в России, где экстремистские православные группы — такие, как «Народный собор» — нападали на музыкантов и останавливали концерты, также и те, в которых участвовали иностранные группы.

На прошлой неделе группа «Бельфегор» (Belphegor), играющая металл, вынуждена была прекратить выступления в Санкт-Петербурге после того, как стала получать угрозы и распоряжения удалить кресты и скульптуры, а также велела солисту петь потише, поскольку его манера исполнения могла задевать чувства православных верующих.

© flickr.com / Thomas KristensenНорвежская группа «Вардруна»
Норвежская группа «Вардруна»


И хотя у «Вардруны» совершенно иной посыл и музыкальное содержание, норвежцы перед концертом волновались из-за драматичной ситуации в Санкт-Петербурге.

«Не дадим религиозным экстремистам заставить нас замолчать», — написал фанклуб и призвал всех к осторожности в соцсетях, чтобы у российской прокуратуры не было повода начать реагировать.

Они поют только на древнеисландском

Анатолий и Сергей из сибирского Омска сами играют в группе «Nytt Land» и, как и «Вардруна», используют только древние норвежские музыкальные инструменты.

Им выпала честь играть на разогреве у норвежцев. Nytt Land тоже исполняла все песни на норвежские стихи из «Старшей Эдды».

— Что заставляет девушек и парней из Сибири петь на древнеисландском?

— В этой музыке мы узнаем себя, и в звуках, и в инструментах. И еще мы чувствуем, что это почти шаманизм, а у него в Сибири прочные корни, — отвечает Анатолий.

Во вторник восторженные российские фанаты уже принялись планировать в социальных сетях поездку к могилам хёвдингов в Борре (Borre) в Вестфолле (Vestfold), чтобы испытать, как «Вардруна» выступает «на своем поле».

«В Норвегии дорого. Но в этой стране прекрасно можно жить и в палатке — как туристы», — пишут энтузиасты.

Поэтому не исключено, что где-то на берегах Осло-фьорда летом могут появиться русские, говорящие на древненорвежском.