1600 русских выкрикивают во все горло строфы из «Речей Высокого» — совсем недалеко от офиса Путина в Москве. «Гибнут стада, родня умирает, и смертен ты сам; но знаю одно, что вечно бессмертно: умершего слава!» Древнеисландские слова эхом разносятся над закрытой фабрикой «Красный Октябрь» в самом сердце Москвы.
Эйнар «Квитрафн» Селвик (Einar «Kvitrafn» Selvik) и норвежская группа «Вардруна» (Wardruna) указывают преданным россиянам прямую дорогу к Хель (Hel) (Хель — повелительница мира мертвых в скандинавской мифологии — прим. ред.). Доведенная до экстаза российская публика поет строчки из «Речей Высокого» наизусть, как и многие другие песни «Старшей Эдды».
Анатолий и его товарищи приехали сюда из самой Сибири.
«Мы из маленького городка под Омском, проехали больше 2200 километров, чтобы попасть на Эйнара. „Вардруна“ — наш главный пример для подражания», — говорит Анатолий.
«Ничего, что пришлось проделать такой путь. Сегодня в Москве просто потрясный вечер».
Викингами одержимы и в степях, и в Москве
Дима из Новосибирска сбрасывает с себя свитер, демонстрируя какие-то древнеисландские татуировки, и с яростью смотрит на корреспондента Aftenposten, который снимает на мобильник поющих древнеисландских русских. «Кончай ты эту ерунду, слушай лучше музыку!» — строго приказывает Дима.
Потом он раскидывает руки в стороны, откидывает голову назад и поет дальше звучные строчки из «Речей Высокого». «Ты оторвался от своих корней», — вырывается у Димы.
Большинство фанатов — обычные российские девушки и парни, они остаются в одежде, но совершенно очевидно, что все они просто тащатся от древнескандинавских песен о богах.
Молодые русские платят за билет на концерт столько же, сколько стоит место в первых рядах партера в историческом здании Большого театра, где выступают лучшие в мире танцовщики и оперные певцы.
После двух часов музыки — рожка, берестяного рога, норвежской скрипки хардингфеле, губной гармоники, таких исторических инструментов, как трещотки, барабаны из оленей шкуры, костяные флейты и древнейший норвежский струнный инструмент Кравикская лира, стены «Красного Октября» просто начинают дрожать. Русские хотят петь на древнеисландском еще.
«У меня было такое ощущение, что я оказалась в мистическом, темном, погруженном в туман и мокром от дождя лесу. А на поляне стоит „Вардруна“, исполняет языческие обряды и дает нам какую-то мощную энергию. Описать это невозможно», — написала одна русская девушка в группе «ВКонтакте» после концерта.
11 тысяч фанатов следуют за своими норвежскими героями-музыкантами в социальной сети.
В группе «Вардруна» больше членов, чем в фанклубе невероятно популярного биатлониста Уле Эйнара Бьёрндалена (Ole Einar Bjørndalen).
«Я потрясен приемом»
— Это потрясающе. Просто чума, — говорит Эйнар Квитрафн Селвик корреспонденту Aftenposten после концерта в ночь на понедельник.
— Русские — очень непосредственные и страстные. Реагируют потрясающе. Мы впервые исполнили песню сверх программы. Они это действительно заслужили, — говорит Селвик.
— А как тебе удалось заставить 1600 русских петь «Речи Высокого» и хотеть попасть в царство мертвых?
— Думаю, что у нас параллельные культуры. Если углубиться в историю, то наследие у нас общее. И я думаю, что люди это чувствуют. И хотя мы упакованы в древнеисландское, темы-то все равно универсальные. Об отношении к природе, отношениях между людьми, о том, что больше, чем мы сами, независимо от того, относится ли это к религии, или нет, — говорит он.
Древнеисландская музыка находит путь к миллионам молодых
Селвик начал музыкальный проект «Вардруна» в 2003 году, он пишет музыку, основанную на рунах, древних инструментах, которые использовали еще викинги, и тексты на норвежском, древненорвежском и древнеисландском.
«Я затеял „Вардруну“, потому что чувствовал, что, хотя многие стали заниматься этой частью нашего культурного наследия, они толковали древнеисландское по-своему, использовали соответствующие инструменты, язык и звуки», — говорит Селвик. На этой неделе его к тому же выдвинули на соискание премии за исполнение норвежской музыки.
«Честно говоря, тогда, когда я начинал, то не думал, что это будет что-то особенное. И поэтому такой отклик кажется совершенно невероятным».
В Москву он взял с собой Линди-Фэй Хелла (Lindy-Fay Hella), Эйлифа Гундерсена (Eilif Gundersen), Арне Сандволла (Arne Sandvoll), Йоргена Бёнстю Нюрённинга (Jørgen Bønstu Nyrønning) и Ханса Кристиана Далгорда (Hans Christian Dalgaard).
По следам Рагнара Лодброка
Важная причина того, что норвежская группа собирает в Москве полные залы, — грандиозный ирландско-канадский сериал про «Викинги» о герое Рагнаре Лодброке.
Когда группа исполняет песни «Helvegen» и «Fehu», играющие в сериале важную роль, зал буквально дрожит.
Только в США и Канаде сериал «Викинги» посмотрели 7 миллионов человек. «Квитрафн» (Kvitrafn) сам принимал участие во многих сериях и исполнял свои песни.
«Я обратил внимание на то, что у людей очень личное отношение к музыке. Мысли, чувства, выраженные в ней, ее дух не менее важны, чем сама музыка», — признается Селвик корреспонденту Aftenposten.
Опасались православных экстремистов
Культ древнеисландской культуры, язычества и мифологии — не шутка в России, где экстремистские православные группы — такие, как «Народный собор» — нападали на музыкантов и останавливали концерты, также и те, в которых участвовали иностранные группы.
На прошлой неделе группа «Бельфегор» (Belphegor), играющая металл, вынуждена была прекратить выступления в Санкт-Петербурге после того, как стала получать угрозы и распоряжения удалить кресты и скульптуры, а также велела солисту петь потише, поскольку его манера исполнения могла задевать чувства православных верующих.
И хотя у «Вардруны» совершенно иной посыл и музыкальное содержание, норвежцы перед концертом волновались из-за драматичной ситуации в Санкт-Петербурге.
«Не дадим религиозным экстремистам заставить нас замолчать», — написал фанклуб и призвал всех к осторожности в соцсетях, чтобы у российской прокуратуры не было повода начать реагировать.
Они поют только на древнеисландском
Анатолий и Сергей из сибирского Омска сами играют в группе «Nytt Land» и, как и «Вардруна», используют только древние норвежские музыкальные инструменты.
Им выпала честь играть на разогреве у норвежцев. Nytt Land тоже исполняла все песни на норвежские стихи из «Старшей Эдды».
— Что заставляет девушек и парней из Сибири петь на древнеисландском?
— В этой музыке мы узнаем себя, и в звуках, и в инструментах. И еще мы чувствуем, что это почти шаманизм, а у него в Сибири прочные корни, — отвечает Анатолий.
Во вторник восторженные российские фанаты уже принялись планировать в социальных сетях поездку к могилам хёвдингов в Борре (Borre) в Вестфолле (Vestfold), чтобы испытать, как «Вардруна» выступает «на своем поле».
«В Норвегии дорого. Но в этой стране прекрасно можно жить и в палатке — как туристы», — пишут энтузиасты.
Поэтому не исключено, что где-то на берегах Осло-фьорда летом могут появиться русские, говорящие на древненорвежском.