Недавний очередной тур «праймериз» в США еще больше приблизил миллиардера Дональда Трампа, разбогатевшего на операциях с недвижимостью, к цели — бороться за пост президента страны от Республиканской партии. Можно оспорить, тем не менее вероятность этого гораздо более велика, нежели вероятность того, что кто-то из двух его конкурентов сможет лишить его такой возможности.
В последнее время много говорится и пишется о том, может ли на съезде республиканцев в середине июля, на котором будет официально назван кандидат в президенты, быть принято решение в пользу какого-либо другого, предположительно, более перспективного и менее противоречивого кандидата.
Однако, во-первых, это стало бы фиаско демократической политики, которую исповедуют США, а во-вторых, никоим образом не решило бы проблем, в которых погрязли республиканцы. Скорее наоборот: это еще больше усилило бы распри в их рядах — причем независимо от того, насколько велики шансы Трампа на успех против Хиллари Клинтон, наиболее вероятного кандидата от Демократической партии. Кстати, в этом году прогнозы — дело еще более неблагодарное, чем обычно, так как профессионалы от политики допустили при этом необычайно много ошибок.
Кстати, что касается распрей: на всех пяти «праймериз» в минувший вторник Трамп опередил своих соперников. При этом в двух штатах за него проголосовали более 60% избирателей, а в трех других — более 50%. Совершенно очевидно, что популистская риторика Трампа, которого никак нельзя назвать классическим консерватором, нравится республиканским избирателям.
Эти (рассерженные) избиратели приветствуют призывы Трампа к возвращению Америке былого величия. Они, разочарованные развитием ситуации в мире в последние годы, наконец, ощущают себя воспринятыми всерьез. Неслучайно политические настроения радикализировались именно в тех регионах, которым пришлось наиболее жестко столкнуться с конкуренцией из-за рубежа и где рабочие места на промышленных предприятиях стали редкостью, и именно там Трамп получил наибольшую поддержку.
Масса непроработанных моментов
Кстати, это чем-то напоминает расстановку сил в рядах демократов. Когда Трамп собирается воплощать свою внешнюю политику под лозунгом «Америка прежде всего», это, должно быть, звучит довольно просто для поитологов и не соответствует интересам страны, на которые надо обращать серьезное внимание в нынешнем сложном мире. Избирателям Трампа это вполне подходит: «Теперь наша очередь, а не их!» Причем этими «ими» могут быть любые люди и государства, например, Китай или состоятельные союзники Америки в Европе или Азии.
Союзникам, кстати, придется хорошенько изучить внешнеполитическую речь Трампа, чтобы понять, что им делать в «худшем случае». При этом они, конечно, найдут в ней массу противоречивых и непроработанных моментов.
Его программа во многих аспектах пугающе «сыра». Обращает на себя внимание едкая критика Трампа в адрес внешней политики президентов Буша и Обамы, которую он местами называет «полным и абсолютным фиаско», а также глупой и дерзкой.
Впрочем, кое-что в его программе кажется хорошо знакомым. Критика в адрес Обамы больше похожа на месть. В частности, это касается его якобы предательства по отношению к арабским режимам, которые в прошлом были «клиентами» Америки в области безопасности, а сегодня чувствуют себя брошенными.
Многие американцы недовольны Вашингтоном
Когда Трамп призывает партнеров по НАТО «пройти в кассу», чтобы тем самым снизить нагрузку на Соединенные Штаты, это говорит о том, что ему не до конца понятна суть альянса. Однако именно Обама, недавно упрекнувший европейцев в любви к «халяве», еще в начале недели призвал активнее вкладываться в укрепление обороны. Другими словам: взять на себя большую нагрузку.
Предшественников Трампа, выступавшим с лозунгами, схожими с «Америка прежде всего», пока оставим в покое. Обама стал президентом, пообещав «объединение нации» не где-нибудь, а в самой Америке! Тот факт, что многие американцы этого не почувствовали, а зато почувствовали на себе влияние всевозможных кризисов, является одним из объяснений, почему они крайне недовольны Вашингтоном и теперь связывают свои надежды с Трампом, как будто он мог бы «отмотать время назад», когда Америка была безоговорочным лидером.
Триумфа неоизоляционизма не случится и при Трампе
В начале этого избирательного сезона преобладало мнение, что следующий президент позаботится о том, чтобы Америка активнее участвовала в международных делах. Если не считать Хиллари Клинтон, персонажи, с которыми были связаны эти ожидания, канули в небытие. Между делом, однако, стрелка указывает скорее на «отход от решения международных проблем». Можно ли себе представить, что при Трампе случится триумф неоизоляционизма? Пожалуй, нет.
Однако когда он говорит о торговой политике, он ведет себя крайне дерзко и проявляет склонность к протекционизму. Партнерам Америки придется приготовиться к неприятному развитию событий, а некоторым авторитарным режимам может даже показаться, что на них уже «расставили сети». Кое-что Трампу желательно понять как можно скорее: будучи предпринимателем и заняв пост президента, ему не удастся править по принципу «Кто главный, тот и прав».