Крупная американская социологическая компания Nielsen, которая работает в России с 1989 года, провела опрос среди россиян и выяснила, что индекс потребительского доверия в России в первом квартале 2016 года достиг самых низких значений за всю историю наблюдений. Как показал опрос, к экономии теперь стремятся 76% россиян.
Так, 59% респондентов теперь отказываются от трат на развлечения, 61% — от новой одежды, а 52% признались, что перешли на более дешевые продукты питания. У 18% вообще не остается свободных денег после трат на основные нужды. Таким образом, авторы исследования приходят к выводу, что состояние российских потребителей можно охарактеризовать как «истощение».
DW: Покупательская активность россиян достигла исторического минимума. Возможно ли, что она еще снизится?
Георгий Остапкович: Поведение граждан объяснимо: реальные денежные доходы падают 17 месяцев подряд. Такого по продолжительности не наблюдалось почти 20 лет. Реальные зарплаты в прошлом году ушли в минус до 10%.
Я сейчас жду замедления падения реальных доходов, прекращения пока нет. Возможно, мы выйдем в ноль где-нибудь в конце этого года. Потребление падает еще и потому, что население резко поменяло модель своего поведения. Оно перешло на избирательно-сберегательную модель.
Покупку товаров длительного спроса оставили «на потом». Многие покупают только продукты и стараются откладывать деньги. Больше всего это коснулось «низкодоходного» населения.
— А как ситуация будет складываться в следующем году? Или пока рано говорить об этом?
— Сейчас трудно это сделать. К сожалению, экономика в основном ориентирована на спрос на углеводородное сырье и другие товары традиционного российского экспорта. Если конъюнктура в мире будет улучшаться, то государство сможет сделать реальные шаги по улучшению жизни населения.
Но пока это выглядит маловероятно. Всем понятно, как минимум на 3-4 года наступил «медвежий» тренд по углеводородам. А у нас очень большая зависимость от них.
— В исследовании также сказано, это экономический кризис отличается от предыдущего 2008-2009 годов более затяжными пессимистическими настроениями. Так, 83% населения ожидают «не очень хороших» или «плохих» перспектив трудоустройства. В чем разница этих кризисов?
— В 2008 году падала экономика, но не уменьшались и даже росли реальные доходы населения. Сейчас происходит затяжное падение доходов — в этом принципиальная разница. Но не надо забывать, что население, как правило, дает оценки трендовым методом. То есть если сейчас есть падение, то оно и дальше будет предсказывать ухудшение ситуации. Если хотя бы месяц-два будут расти доходы, то все изменится.
— На этой неделе глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что пессимистичные прогнозы россиян по экономике ошибочны. В ответ на мнения экспертов о спаде ВВП в 1,5-2% он заявил «не дождетесь». Министр настроен слишком оптимистично?
— Я прекрасно понимаю Улюкаева. Это государственный чиновник «группы А» и ему «по рангу положено» так заявлять. Вы можете себе представить, если бы выходил Ткачев и говорил, что у нас будут падать показатели по сельскому хозяйству или выходил бы Мень и говорил, что со строительством у нас плохо?
Но потенциал в экономике и правда есть. Последние опросы предпринимателей показывают, что экономика адаптировалась. Быстрого роста не будет, зато к низкой инвестиционной активности и турбулентности на валютном рынке бизнес уже привык. У меня в общем-то позитивные взгляды. Я не думаю о росте, но то, что мы можем подойти по крайней мере к нулю по итогам 2016 года, вполне реально.
— Что должно делать государство в этой ситуации, чтобы улучшить уровень потребления?
— В первую очередь надо включать механизмы роста экономики, чтобы повышалась налогооблагаемая база. С ростом базы повышаются доходы в бюджет, доходы бюджета идут на поддержку населения. Во-вторых, нужно бороться с инфляцией. Потому что она бьет по населению в первую очередь.
Особенно продовольственная инфляция, она идет опережающими темпами. Третье — надо как-то минимизировать валютную турбулентность, из-за этого население также сильно страдает.