В связи с тем, что российская экономическая ситуация остается сложной и серьезной, происходит бурное распространение «теорий краха России». Рассуждения такого рода в большом количестве встречаются в западных СМИ, время от времени они появляются и в китайском сегменте сети. Создается такое впечатление, что экономический кризис подстерегает Россию со всех сторон, общество ожидают глобальные потрясения, и вот-вот наступит крах путинской власти. Даже то, что Путин недавно подписал приказ о создании Национальной гвардии, подчиняющейся непосредственно президенту, рассматривается как реакция на риск возникновения государственного переворота. Однако «теории краха России» на самом деле далеки от действительности, и в большинстве случаев представляют собой субъективные предположения и даже преднамеренное «поливание грязью».
Впервые за многие годы российская экономика попала в серьезное затруднительное положение. Мировые цены на нефть значительно снижаются, свыше 70% российского экспорта и более 50% доходов бюджета зависят от нефти и газа, это действительно суровое испытание для страны с большим количеством природных ресурсов и серьезно деформированной экономической структурой. Санкции Запада следуют одна за другой, это приводит к оттоку российского капитала за рубеж, снижению ликвидности, и тому, что многие предприятия сталкиваются с платежными и инвестиционными трудностями. В прошлом году ВВП России сократился на 3,7%, вероятнее всего, отрицательный рост сохранится и в этом году. Общий объем импорта и экспорта также резко снизился, торговый оборот России с Европой уменьшился на 38,5%, с Китаем — более чем на 25%. Из-за запрета на ввоз товаров высокого качества, был нанесен очевидный удар по уровню жизни части населения с высоким уровнем доходов. Можно сказать, что Россия попала в наиболее сложное положение с 1998 года, слово «кризис» как нельзя кстати подходит для описания сложившейся экономической ситуации.
Однако это вовсе не означает, что российской экономике предстоит так называемый «крах», нечего говорить и о назревающих в российском обществе беспорядках или падении политической власти.
Во-первых, «теории краха России» слишком мрачно описывают российскую экономическую ситуацию. Несмотря на резкое сокращение ВВП России, а также уменьшение инвалютных резервов, ее общий долг составляет менее 30% ВВП, дефицит бюджета — 2,6% ВВП, все это далеко от масштабного платежного кризиса. Если смотреть на тенденции развития экономики, становится ясно, что антикризисная стратегия правительства достигла первоначальных успехов, в четвертом квартале прошлого года экономическая рецессия была приостановлена, а в октябре даже был отмечен рост по сравнению с предыдущим периодом. На прилавках гипермаркетов по-прежнему представлено множество разнообразных товаров, и несмотря на всеобщий рост цен по сравнению с прошлым годом, горожане по-прежнему активно приобретают товары. На вопрос о своем отношении к сложившейся экономической ситуации, покупатели обычно отвечают, что столкнулись с трудностями, однако несмотря на это, мало кто из них выражает пессимистичные настроения. Кроме того, численность населения России, равно как и продолжительность жизни, продолжают расти. Говоря по существу, даже если Россия столкнется с еще большими трудностями, вряд ли они превзойдут кризис 1998 года, и уж конечно, их нельзя сравнивать с начальным периодом 90-х годов прошлого века.
Во-вторых, Россия является наиболее самодостаточной мировой державой. Она не только обладает обширными территориями и богатыми природными ресурсами, но также имеет сильный научно-технический потенциал, уровень образования россиян достаточно высок, это дает ей большое «пространство для маневра». Экономический кризис, в особенности падение цен на нефть, вынудили Россию решиться на ускорение процесса «реиндустриализации», импортозамещение достигло первоначальных результатов. По прогнозам многих экспертов в области энергетики, мировые цены на нефть уже достигли нижнего предела и находятся на пути медленного восстановления. Вполне возможно, что самый трудный период для российской нефтегазовой промышленности закончится во второй половине этого года либо в первой половине следующего. Сельскохозяйственное производство России в последние годы достигло значительного прогресса, в прошлом году урожай зерновых составил 104,3 миллиона тонн, на долю экспорта пришлось 30,7 миллиона тонн. Помимо этого, Россия является крупным производителем энергии, тепло- и электроснабжение имеются в избытке. Другими словами, россияне сыты и одеты, а вовсе не страдают от голода и холода, как изображают это некоторые СМИ.
В-третьих, «когда темно на Западе — светло на Востоке». Россия всеми силами укрепляет экономическое, научно-техническое сотрудничество с восточными странами, импортирует из Китая и других новоразвивающихся государств техническое оборудование и даже военную технику в ответ на трудности, связанные с блокировкой экономического и технического сотрудничества с Европой. Несмотря на то, что масштаб торговли России с Европой значительно сократился, он ощутимо увеличился с развивающимися странами. Ухудшение российско-европейских отношений принесло обеим сторонам огромные потери. С наступлением оттепели в политических отношениях, вероятно, что возвращение к прежним масштабам экономического сотрудничества не заставит себя долго ждать.
В конце концов, самое главное заключается в том, что российский народ очень закален и устойчив к стрессам, чем больше внешнее давление, тем сплоченнее он становится. Россияне в своих трудностях винят злые намерения западных держав, а не путинскую власть. На Западе Путина изображают как «диктатора», а для большинства россиян он — «спаситель нации» и решительный защитник национальных интересов. Путин стал гордостью россиян, уровень общественной поддержки в момент его избрания составлял 64% и стремительно вырос до более чем 80%, около 74% россиян планируют на следующих выборах отдать свой голос за Путина. Запад жаждет воспользоваться экономическими трудностями России для того, чтобы спровоцировать «цветную революцию», однако путинская власть обладает сильной способностью к контролю, меры реагирования также являются крайне результативными. В то же время, социальная основа антиправительственных прозападных сил ослабевает все сильнее, даже многие демократические деятели, которые раньше были противниками Путина, переходят на его сторону. Откуда же взяться народному «восстанию» и угрозе для путинского режима?
В целом, большинство «теорий краха России» — это субъективные измышления западных политиканов и СМИ. Если подобные идеи распространяются в китайском Интернете, то это не более чем бездумное повторение фраз западных деятелей или же воспроизведение чужой точки зрения от незнания реальной обстановки в России.
Россия для Китая — это «партнер всестороннего стратегического взаимодействия», отношения с Россией имеют большое значение для общей стратегии нашей страны. Наши наблюдения за российской обстановкой должны основываться на реальных фактах, быть объективными и точными. Ни в коем случае нельзя разводить панику вслед за людьми, которые не разбираются в ситуации, или, более того, имеют какой-то злой умысел. Это не принесет никакой пользы ни китайско-российским отношениям, ни самому Китаю.
Ван Хайюнь — старший советник Китайского института международных стратегических исследований.