Недавнее выступление Барака Обамы в поддержку Транстихоокеанского партнерства с Европейским Союзом (он говорил об этом в Ганновере в обществе Ангелы Меркель) дает мне еще одну возможность выразить мое категорическое несогласие с проектом ТТП. Хотя совет глав государств и правительств действительно был уполномочен выдать Европейской комиссии в 2013 году мандат на ведение переговоров по соглашению, нельзя не отметить, что общественное мнение оттеснили от обсуждения вопроса. Правительства европейских стран посчитали, что скоропалительных заявлений о мощном рычаге подъема экономики и занятости по обоим берегам Атлантики будет достаточно, чтобы урвать тут и там гипотетические проценты роста.
Но такие заявления опираются на совершенно неправдоподобные прогнозы, напоминают то, что чем наше руководство уже не первое десятилетие кормит европейцев в стремлении убедить их в выгоде аполитичного союза, который видит перед собой не граждан, а потребителей. Дело в том, что главы наших государств ревностно держатся за данные им суверенитетом прерогативы и считают бессмыслицей обсуждение политического руководства Европой. На собраниях за закрытыми дверями их больше волнует то, что они скажут по возвращении из Брюсселя, чем общее благо или же суть европейского проекта.
В отсутствие публичных дискуссий наши сограждане начинают проявлять скепсис в отношении этого союза мелких сделок, которые заключаются тайком и где-то за углом. ЕС — это черная дыра мировой экономики, и ему не удастся никого убедить в своей благодетели, пока наши лидеры ограничивают его суммой национальных эгоизмов.
Я против ТТП вовсе не потому, что против Америки, как раз наоборот. Я разделяю мечту Виктора Гюго, который заявил на мирной конференции в 1849 году: «Придет день, когда два расположенных друг напротив друга огромных объединения, Соединенные Штаты Америки и Соединенные Штаты Европы, протянут друг другу руку через моря, начав торговлю, обмен товарами, промышленностью, искусством и гениями». Но до того как обсуждать соглашение о свободной торговле с сильным федеральным государством, которое может ввести крупные штрафы против своих банков и промышленных предприятий, европейцам нужно собственное достойное руководство. Поэтому я выступаю за пересмотр наших основополагающих договоров с параллельным открытым общественным обсуждением (то есть совершенно не так, как сейчас идут переговоры по ТТП), чтобы у нас, наконец, появились Соединенные Штаты Европы, о которых в свое время говорил Виктор Гюго.
Мне совершенно непонятно, почему силы наших лидеров направлены в первую очередь не на завершение строительства единого европейского рынка и переосмысление европейского проекта до развертывания гипотетического ТТП. Иначе говоря, нужно в срочном порядке сблизить законодательные базы внутри Европы и дать евро настоящие политические и демократические институты для формирования оптимального экономического пространства.
Германия, где на выходных побывал с визитом президент Обама, не может вести вперед Европу в ущерб партнерам. Значительная часть положительного сальдо ее внешней торговли проистекает из отрицательного сальдо части стран-членов ЕС. Завершение проекта ТТП лишь усилило бы дисбаланс, который ставит Европу в опасность. Пределы рыночной регуляции уже достигнуты. Поэтому давно пора сделать рывок в политике и восстановить демократическую легитимность. Медлить с общественным обсуждением больше нельзя.