Казалось бы, нет ничего скучнее думских выборов, давно превратившихся в «договорной матч» с заранее известным результатом. Однако назначение новым председателем Центризбиркома Эллы Памфиловой внесло в предстоящую избирательную кампанию некую интригу. Отменив досрочное голосование в Барвихе, бывший омбудсмен продемонстрировала, что не собирается закрывать глаза на грубые нарушения избирательного законодательства. Сразу же появились оптимисты, ожидающие некоей «памфиловской оттепели», реальной конкуренции на выборах и даже, страшно сказать, честного подведения их итогов.
Выгода от поражения
Однако вряд ли российские власти вдруг исправились и, вслед за героем Владимира Войновича, «захотели быть честными». Дело в том, что им не нужно больше фальсифицировать убедительную победу «Единой России». В стране после аннексии Крыма сформировался абсолютистский режим, в котором власть первого лица опирается не на правящую партию, а на пропрезидентский консенсус основных легальных политических сил.
В бой идут одни старики
Думские партии не опасны Кремлю. Главная его задача — не допустить в политику ничего неконтролируемого, непредсказуемого. Поэтому выборы в Думу давно напоминают День сурка, всякий раз с одними и теми же давно потерявшими спортивную форму игроками.
На выборной сцене у каждого из них своя роль. «Единая Россия» работает на тех, кто по зову сердца или по принуждению «готов, задрав штаны, бежать» туда, куда укажет начальство. Остальные партии в российском парламенте призваны канализировать недовольство населения в безопасное для Кремля русло.
«Единая Россия» за последний год потеряла около десятой части своих сторонников. При этом не наблюдается и существенного роста популярности других думский партий. В обществе зреет запрос на новую, реальную оппозицию.
Чужие здесь не ходят
В этот раз власти, видимо, не будут воровать голоса для «Единой России» у других участников предвыборной гонки. Однако предстоящие выборы, конечно, не будут честными. «Памфиловская оттепель» не распространяется на реальных оппозиционеров. По-настоящему оппозиционные силы «отстреливают» еще на дальних подступах к голосованию. Так, против демократической коалиции на базе партии ПАРНАС была предпринята успешная информационная провокация в худших кагебешных традициях. Демонстрация по госТВ снятого с помощью спецсредств фильма о ее лидере Михаиле Касьянове привела эту коалицию к расколу и дезорганизации.
Власти демонстрируют, что не готовы терпеть критику в отношении Путина, его друзей и родственников, их офшорных схем, коррупции, роскоши. Таких критиков к выборам не допустят. Что уж говорить о Навальном, если даже лояльный Прохоров пострадал из-за расследований принадлежащего ему РБК. После обысков в его компаниях стало ясно, что путь в политику для миллиардера в обозримом будущем закрыт. Судьба «Яблока» также зависит от того, будет ли эта партия в ходе кампании затрагивать «запрещенные» темы.
Росток пробивает асфальт
Последние исследования «Левада-центра» по поводу офшорного скандала демонстрируют, что около половины россиян с разной степенью решительности винят Путина в злоупотреблении властью. Причем 14% считают президента несомненно виновным в злоупотреблениях. В реальности таких людей больше, ведь четверть респондентов признаются, что просто боятся говорить социологам правду. Они — потенциальный электорат реальной оппозиции, который при нормальных выборах очевидно обеспечил бы ей не последнее место на выборах в парламент.
Власти в последние годы усиленно «асфальтировали» политическое поле, уничтожали на нем все самостоятельное. Но живые ростки пробивают даже самый прочный асфальт. Вне контролируемого Кремлем политического пространства создан «Фонд борьбы с коррупцией», за расследованиями которого следит вся политизированная интерент-аудитория, появились такие организации, как ПАРНАС, Партия Прогресса, «Партия 5 декабря», движения «Солидарность», «Левый фронт» и др.
Они испытывают огромное давление, против них предпринимаются разного рода провокации, вплоть до хулиганских нападений и уголовных дел. Не удивительно, что многие из них сейчас переживают, мягко говоря, не лучшие времена. Но, несмотря на все это, они существуют и борются. К думским выборам их, конечно, не допустят. Но только за такой недозволенной, неконтролируемой властями политикой будущее.