Цена на нефть в 50 долларов на момент закрытия торгов не имеет никакого отношения к объему предложения. Безусловно, запасы в США немного уменьшились, а экономика Китая замедляется, однако не стоит забывать, что три крупнейших производителя нефти в мире в настоящее время ведут войну за долю на рынках Китая и Европы.
Россия, по всей видимости, открыла для себя Китай примерно год или два назад. Она уже строит новые газопроводы. Она подписывает сделки с китайскими государственными компаниями. Нефть течет рекой. Саудовская Аравия нервничает, потому что Россия претендует на ее долю китайского рынка. Саудовцы начали поставлять еще больше нефти в Китай, и, по некоторым данным, они продают ее по цене ниже рыночной, работая себе в убыток, лишь бы сохранить расположение китайцев.
На момент закрытия торгов в пятницу, 29 апреля, цена на нефть марки Brent установилась на уровне 48 долларов за баррель, вплотную приблизившись к 50 долларам, которые прогнозировали все российские инвестиционные банкиры. Осталось совсем немного. Россия и Саудовская Аравия продолжают работать по схеме «накачка и сброс». Объем предложения будет расти.
Другими словами, цена на нефть в 48 долларов за баррель — это фикция.
Кроме того, есть еще и Иран. Иран стал одной из причин, по которым несколько месяцев назад цены на нефть упали до 30 долларов за баррель. А ведь он только выходит на рынок. Правительство Ирана утверждает, что в конечном итоге оно увеличит объемы добычи нефти до того уровня, который Иран поддерживал до введения эмбарго. Хотя Иран на словах поддерживает меры по укреплению цены на нефть — такие как сокращение объемов добычи в России и Саудовской Аравии — его государственные нефтяные компании тоже были бы не против получить долю на рынках Китая и Европы, а более высокая цена на нефть не согласуется с интересами Саудовской Аравии. Как можно удержать цены на нефть на низком уровне? Нужно продавать доллары и покупать нефтяные фьючерсы независимо от аналитических показателей.
В апреле цены на нефть поднялись примерно на 20%. По всей видимости рынок уже перестал обращать внимание на доллар, что помогло повысить цену на нефть и другие экономические показатели, такие как индекс Baltic Dry Index, индикатор и торговый индекс, который инвесторы используют для оценки спроса на поставки по глобальным торговым маршрутам.
Ослабление доллара и необоснованные надежды на то, что период перенасыщения глобального рынка нефти скоро завершится, способствовали росту американских нефтяных фьючерсов более чем на 20% всего за три месяца, начиная с февраля.
Далеко не весь рынок поддался этому оживлению, которое в конечном итоге повлияет на другие рискованные активы, в частности на поставщиков сырья развивающихся рынков, включая Россию.
«Мы придерживаемся мнения о том, что на рынке сырья завершился период игры на повышение и что цены на сырье, включая нефть, начнут понижаться», — утверждает Атул Леле (Atul Lele), руководитель инвестиционного подразделения хеджевого фонда Deltec International, расположенного в Нассау.
Международное энергетическое агентство всего за два месяца изменило свои позиции в вопросах рынка. В феврале оно сообщило, что цены будут снижаться. Они начали расти. В апреле оно заявило, что динамика спроса и предложения сбалансируется ко второй половине месяца. На прошлой неделе глава компании BP Боб Дадли (Bob Dudley), пошутивший в феврале о том, что нам придется использовать бассейны, чтобы где-то хранить излишки нефти, выразил свое согласие с это точкой зрения.
Леле — далеко не единственный инвестор, придерживающийся противоположного мнения.
По словам источников, с которыми издание «Блумберг» побеседовало в пятницу, 29 апреля, недавнее оживление «становится шансом на спасение» для американских производителей сланцевой нефти, которые готовы снова начать ее добывать, как только у них появится такая возможность. На этом можно заработать очень много. А деньги сейчас очень им нужны.
«Рост цены на нефть в ближайшее время остается под большим вопросом», — сказал аналитик UBS Джованни Стауново (Giovanni Staunovo).
За последние четыре недели индекс Baltic Dry Index вырос на 45%. Либо рынок рассчитывает на оживление торговли, несмотря на замедление экономик Китая и США, либо он делает ставку на ослабление доллара. Он не делает ставку на нефть, потому что, как сказал Дадли несколько недель назад, мир затоплен нефтью.
Поскольку Саудовская Аравия не хочет уступать России долю рынка Китая, эти потоки черной густой жидкости вряд ли ослабеют в ближайшее время.