Помните ли Вы, когда впервые воспользовались банкоматом? Ничего, я тоже не помню.
Я задумался об этом в новом отделении Сбербанка, которое появилось по соседству с ближайшим магазином. При входе в банк стоял ряд зеленых автоматов. Москвичке средних лет понадобилась помощь.
«Подскажите, как пользоваться банкоматом?» — спросила дама, держа карту в руке. Я посоветовал вставить кусок пластика в щель и ввести пароль, а сам в это время старался смотреть в другую сторону. После одной неудачной попытки дама все-таки смогла снять через автомат 25 тысяч рублей, то есть по курсу того дня 335 евро.
По данным Пенсионного фонда, средняя трудовая пенсия в прошлом году составляла 12 400 рублей в месяц, средний размер социальной пенсии — на пять тысяч меньше.
Дама, просившая меня объяснить, как работает банкомат, выглядела как обычная россиянка. Думаю, я не узнал бы ее, если встретил потом на улице. Не очень старая, хотя не достигла российского пенсионного возраста, то есть 55 лет. Не завидуйте, эта возрастная граница точно скоро повысится после президентских выборов в 2018 году.
По глупости я не спросил, как же эта дама смогла десятилетиями обходиться без банкомата. Предполагаю, что раньше у нее просто не было банковской карточки.
Многие любят наличные, и я в том числе. Думаю, я не являюсь единственным человеком в Финляндии, который снимает через автомат в день зарплаты несколько купюр на расходы в течение нескольких дней: так кажется, что контролировать расходы проще. Если бы я жил в лесу, мог бы во время поездок в город снимать больше, если бы на счету что-нибудь было.
Но кто снимает с карточки месячную зарплату? В финских автоматах можно три раза подряд снять по 400 евро за сутки, и российские туристы считают это странным проявлением недоверия.
Самым странным в этой ситуации в Сбербанке, тем не менее, была не сумма и не то, что человек не умеет пользоваться банкоматом. Самым странным было то, что ей в голову пришло попросить помощи у первого встречного и еще попросить его проверить, что сумма введена там, где нужно. В городе с 15 миллионами жителей, полном жуликов.
Я вспомнил случай середины 1980-х. Тогда я с фотографом стал свидетелем того, как рыбак достал из тогда модной ловушки для лосося трех тридцатикилограммовых рыб на островке Пекко в водах Котки. Мы вернулись в хорошем настроении к лодочной пристани в водном парке «Сапокка».
«Если пойдете в бар на берегу, не говорите ничего о моем улове», — попросил рыбак.
Самый большой страх финна — вызвать зависть. Русский больше всего боится вызвать жалость, и отношение к деньгам у него соответствующее: тот, кому повезло, демонстрирует свое счастье.