Москва — Министр обороны России Сергей Шойгу, отчитываясь в среду перед президентом Владимиром Путиным, сообщил о создании трех новых дивизий у западных границ страны. Сами по себе планы наращивания российской военной группировки в Западном военном округе не являются новостью — об этом Шойгу объявил еще в январе этого года. В нынешнем отчете для президента он сделал акцент на том, что эта задача будет выполнена в кратчайшие сроки.
«Мною были даны поручения применять при возведении объектов самые передовые строительные решения. Речь идет о блочно-модульных конструкциях. Технология поточного производства и поставки модулей позволяет возводить здание в течение трех — максимум четырех недель», — утверждает министр.
Шойгу прямо заявил, что создаются эти дивизии для противодействия наращиванию сил НАТО у российских границ.Ранее командование НАТО сообщило, что увеличит численность своих войск на границе с Россией: в Польшу и страны Балтии должны быть направлены 4 тысячи военнослужащих.
Новая группировка российских войск оценивается как минимум в 30 тысяч человек — по 10 тысяч на дивизию. Русская служба Би-би-си попросила военных экспертов оценить ответ России на усиление группировки НАТО у ее западных границ.
Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа:
— Я в принципе думаю, что ничего нового нет — предварительная информация переведена в практическую плоскость, и это свидетельствует о том, что намерения будут реализованы в кратчайшие сроки, о которых министр обороны доложил публично.
В принципе это не так уж сильно увеличивает нашу группировку. Само по себе это говорит о том, что это дивизии постоянной боевой готовности, то есть они развернуты уже в мирное время. И эта стратегия у нас избрана уже давно — что мы не создаем соединения сокращенного состава, как это было еще до середины 2000-х годов. [Новые дивизии] — это соединения, которые готовы к применению в любое время.
Поэтому хочу сказать, такой договор сегодня необходим. Потому что получается, что в XXI-м веке мы имеем напряженность больше, чем в начале 90-х, а прозрачность гораздо меньше, чем в то время. Договор должен описывать не только, сколько вооружений должно быть и у кого, но и где, и как их можно проконтролировать.
Естественно, мы не можем противостоять в одиночку всей организации НАТО. Об этом и речи не должно быть. Но все равно договор, который каким-то образом бы обеспечивал транспарентность, который бы обеспечивал определенные уровни вооружений, который бы гарантировал, скажем, для той же России, что у ее границ не будут развернуты новые группировки на постоянной основе, — такой договор нужен.
Виктор Мураховский, полковник запаса:
— Ничего нового Сергей Шойгу не сказал. Действительно, об этом было заявлено в январе, потом позже это подтверждали некоторые высшие руководители. Например, начальник Генштаба недавно на Московской международной конференции по безопасности в очередной раз это подтвердил. Экспертам в принципе известно, где эти дивизии будут разворачиваться, их состав. Ничего нового — по крайней мере для специалистов — нет.
Так же повторение уже заявленного ранее и то, что именно на западном театре военных действий разворачиваются соединения, что сформирована первая гвардейская танковая армия как раз в связи с возрастающим потенциалом НАТО вблизи границ России.
Конечно, во-первых, там не 30 тысяч человек, а существенно больше. Потому что надо считать не только личный состав непосредственно дивизий, но и военнослужащих, которыми будут укомплектованы так называемые «армейские комплекты частей». Там же в армию входят не только общевойсковые дивизии, мотострелковые и танковые. Но и артиллеристы, ПВО, инженерно-саперные части и так далее.
Второе — насколько велик этот потенциал? Тут тоже — смотря с чем сравнивать. Если взять только приграничные с Россией страны НАТО — а это на западном театре военных действий три прибалтийские государства и Польша, — то этот потенциал вполне сопоставимый. У Польши немаленькая армия. Что касается Прибалтики — они буквально на наших глазах отрабатывают вопросы развертывания так называемых сил первоочередного задействования, сил быстрого реагирования.
Так что просто по цифрам каким-то отвлеченным сравнивать — в военном деле так не принято. Надо рассматривать конкретную оперативную обстановку с тем учетом, что стороны могут наращивать свои группировки и за какие сроки может происходить это наращивание.
В целом ни для кого не секрет, что потенциал даже только европейских стран НАТО, без учета США и Канады, в разы превосходит то, что имеет Россия.
Практический смысл в развертывании этих дивизий безусловно есть. Опять же для специалистов не секрет, что до сих пор на западном направлении была так называемая «черная дыра» в нашей группировке. То есть в пяти приграничных с Украиной областях не находилось на постоянной основе ни одного общевойскового соединения — в принципе!
Учитывая сегодняшнюю обстановку и учитывая то, что в военной доктрине России главной угрозой прописано наращивание военного потенциала НАТО, то предпринимаются практические меры по его парированию.
Вам конкретные цифры [каким должен быть паритет] никто не назовет, потому что конкретные цифры, мероприятия, задачи, районы, рубежи и так далее — прописываются в плане обороны страны, а это документ с высшей степенью секретности.
Если говорить о ДОВСЕ, договоре об ограничении вооружения в Европе, то, как известно, Россия приостановила свое участие в этом договоре. Ну фактически, можно сказать, она из него вышла. Но действуют некоторые договоренности с ОБСЕ по контролю за военной деятельностью.
В соглашении ОБСЕ о контроле за военной деятельностью прямо не прописано, что такое «существенные силы», а что такое «силы на постоянной основе». И попытки сейчас эту проблему решить, в частности в формате Россия-НАТО или Россия в составе ОБСЕ, — не получается.
На мой взгляд, невозможно это решить по той простой причине, что Россию до сих пор не рассматривают как равноправного партнера. Есть некое недоверие с обеих сторон, в том числе и со стороны Запада и НАТО по отношению к России. Я считаю, что должно, наверное, прийти новое поколение политиков, чтобы эту проблему как-то разрешить.