Глава российского МИД Сергей Лавров заявил в конце апреля, что Россия взяла курс на построение самодостаточной экономики и в условиях санкций будет надеяться на собственные силы. Некоторые комментаторы сразу отметили сходство этого подхода с идеями чучхе. Однако в отличие от КНДР путинская Россия вряд ли всерьез готова к изоляции. Дело даже не только в том, что российская экономика сильно зависит от поставок западной техники и технологий. Путинская элита в большинстве своем живет «на два дома». Практически у каждого крупного российского начальника есть недвижимость, активы, счета на Западе. Там они отдыхают, там учатся их дети. «Крымнаш» — это для населения. А для элиты — «Лондоннаш», «Куршевельнаш», «Сардиниянаша», наконец, «Панаманаша».
Изоляция от Запада, ужесточение санкций — очень серьезная угроза для Кремля. Однако менять свою политику он не собирается. Тот же Лавров сказал, что Россию не устроит положение дел, когда в обмен на сотрудничество «мы» должны «стать такими же, как они», принять «западное отношение к правам человека», ведь «это противоречит фундаментальным основам нашей культуры». В ситуации, когда российские власти, с одной стороны, боятся изоляции, а с другой, не хотят соответствовать принятым в западном мире культурным и правовым нормам, у них остается только один выход — менять сам Запад.
Последняя ставка Путина?
Ситуация в мире благоприятствует этим намерениям. Гуманистическая толерантная политическая культура переживает кризис. Правопопулистская волна в западных странах имеет много общего с путинизмом, включая выход за рамки либеральной политической традиции и демонстративное нарушение неписанных правил политкорректности. Еще недавно такие взгляды могли позволить себе только политики-маргиналы. Теперь их проповедуют реальные претенденты на высшие государственные посты, от австрийца Хофера до американца Трампа.
Российские власти активно пытаются использовать правопопулистскую волну, чтобы переделать мир под себя, под свои криминальные практики. Для этого они коррумпируют западную политическую и бизнес-элиту, покупают СМИ, интеллектуалов, пиарщиков. В Кремле, видимо, мечтают о мире, где президенты Путин, Трамп, Марин Ле Пен и канцлер Фрауке Петри (Frauke Petry) договаривались бы с китайскими руководителями о разделе планеты на сферы влияния.
Смотрите, кто пришел
Путин и Трамп неслучайно говорят друг другу комплименты. Их многое сближает. И того, и другого поддерживают люди, не принявшие идеи гуманизма и толерантности, как еще недавно казалось, прочно утвердившиеся в западной культуре. Типичный сторонник Трампа — немолодой белый мужчина без высшего образования со средним или чуть ниже среднего уровнем доходов. Такие люди чаще других высказывают недовольство в адрес расовых меньшинств и иммигрантов.
Подобные взгляды господствуют и среди сторонников Путина. Только в России они распространены во всех слоях общества. Половина россиян в той или иной степени разделяет тезис «Россия для русских», лишь четверть считает, что не следует вводить ограничения на проживание в России каких-либо наций.
Многие сторонники Путина и Трампа, судя по их высказываниям в социальных сетях, с недоверием относятся к представителям иных культур и рас; презирают сексуальные меньшинства, по-сексистски относятся к женщинам; уверены в собственном расовом, национальном, конфессиональном превосходстве. Психологи называют таких людей авторитарными личностями.
Американский «Путин» против Путина
Однако вряд ли Трамп поможет Путину. Миллиардер уже заявил, что будет строить отношения с Россией с позиции силы и даже в случае чего прикажет стрелять по российским военным самолетам, совершающим опасные маневры возле американских ВВС.
Либерал Обама очень далек от подобных планов. А вот Трамп, если придет к власти, как раз может сделать самые страшные сны российского президента реальностью. Причем, именно потому, что у него с Путиным много общего. Хозяин Кремля столкнется в лице Трампа с таким же показным ура-патриотом, строящим из себя сильную личность, как и он сам. От обоих президентов избиратели будут ждать брутальных, жестких решений. Дональд Трамп может всерьез начать играть с Владимиром Путиным в военно-патриотические игры, доказывая, кто в мире настоящий хозяин. Финал таких игр для России с ее слабой экономикой и военным потенциалом, несопоставимым с американским, неизбежно будет очень печальным.