В ходе визита в Германию 2 мая министр обороны США Эштон Картер заявил, что в НАТО обсуждается вопрос развертывания четырех батальонов Альянса в странах Балтии и Польше с целью сдерживания агрессивного поведения России. В ответ на это заявление министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил о формировании трех новых дивизий для противодействия наращиванию сил НАТО у границ России. Чем продиктованы подобные действия сторон и не означают ли они начала новой масштабной холодной войны?
Ничего принципиально нового в последних заявлениях — как представителей НАТО, так и Минобороны РФ — не прозвучало. Разве что сейчас в НАТО говорят о развертывании четырех новых батальонов, а несколько месяцев назад говорили о трех бригадах. То есть вопрос о постоянном присутствии в Балтии, но с определенной ротацией натовских частей, был решен уже достаточно давно. Что касается новых дивизий в Западном и Южном военных округах, то в Минобороны РФ угрожали их развернуть еще год назад.
Спираль противостояния начала раскручиваться сразу же после исторической речи Владимира Владимировича Путина 18 марта 2014 года, в день «присоединения» Крыма. Многие эту речь назвали ремейком триумфальной речи Гитлера в Рейхстаге по поводу присоединения Судет (в результате событий после этой речи в 1938 году к Германии отошла Судетская область и еще ряд районов Чехословакии, — прим. ред.). Что тут говорить, если даже крупнейший прокремлевский «пропагандон» Мигранян (Андраник Мигранян, российский политолог, в одной из статей назвал действия Гитлера до 1939 года «достойными великого политика», — прим. ред.) назвал Путина образца 2014 года «хорошим Гитлером образца 1938 года». Все эти аналогии уже изначально были всем абсолютно ясны и очевидны.
Все это без сомнения свидетельствует о прямой угрозе российской агрессии против стран НАТО. Тем более, такая же агрессия была совершена в свое время в отношении Грузии, и до сих пор продолжается по отношению к Украине. По большому счету, агрессия России в отношении Грузии и Украины сошла ей с рук. Во многом потому, что ни Грузия, ни Украина не являются членами НАТО. Поэтому то, что происходит сейчас в Прибалтике, — вполне естественные самые элементарные меры НАТО по обеспечению своей безопасности. Удивительно, что Путин очень болезненно эти неизбежные меры воспринимает. Это уже не «хороший Гитлер», а какой-то «очень плохой Гитлер».
Но я все-таки думаю, что Москва не готова сейчас к абсолютному безумию. То есть к войне на центральноевропейском направлении. Все провокации Кремля были своего рода проверкой НАТО на вшивость. Вот если бы НАТО не разместила в Прибалтике свои подразделения — то, да, полезли бы в Балтию какие-то «зеленые человечки», появились бы со временем и там свои МоторЫлы, засланные из северо-западных областей России. Но сейчас всем стало ясно, что в Балтии, в отличие от Украины, НАТО будет воевать. Поэтому до полномасштабной российской агрессии, думаю, там все же не дойдет. Но продолжать провокации Москва будет по полной программе.
Ей ведь вся эта бурная деятельность больше нужна для внутреннего потребителя. Путину необходимо непрерывно демонстрировать в телевизоре какие-то внешнеполитические «победы». На Украине концепции «Русского мира» и «Новороссии» провалились, в Сирии тоже в общем-то все слилось к такой себе маленькой ближневосточной «Лугандонии» — алавитскому анклаву Латакии. Нет грандиозных геополитических побед — значит, будем теперь противостоять самому грозному противнику — англо-саксонскому миру. Пришло время «мочить пиндосов». Будем «бочки» воздушные демонстрировать, авианосцы облетать. Видимо, в Москве абсолютно уверены, что американцы не посмеют сбивать российские самолеты. Керри все будет договариваться со своим другом СэргЭем (главой МИД РФ Сергеем Лавровым, — прим. ред.) о конструктивных мерах.
Кстати, в этом есть еще и вторая задумка — кремлевские ведь очень любят показывать подданным свое величие, заключая с «пиндосами» всякие соглашения. Так они навязали «этим придуркам-американцам» в Сирии соглашение о мерах взаимного контроля, которое сводится, по сути, к тому, что Москва бомбит все, что хочет, а американцы ей в этом не мешают. И сейчас выражается такая же лицемерная озабоченность: «А давайте договоримся о предотвращении возможных столкновений». Это очередная попытка втянуть американцев в подобные соглашения, но уже по ситуации в Балтии. Речь официально будет идти о согласовании учебно-тренировочных полетов, но по существу приведет к лишению американцев свободы действий в Балтийском регионе для защиты своих союзников.
Любая другая американская администрация давно бы уже осадила Москву за подобное хамство. Но от Керри и Обамы уже давно ничего не ждут. Они также будут продолжать восхищаться конструктивизмом своего друга СергЭя Риббентроповича. По крайней мере, до конца президентского срока Обамы путинская подворотня будет сколько угодно куражиться, показывая всем желающим свою «кузькину мать» и «дополнительную хромосому духовности».
Ситуация, которую мы сейчас наблюдаем в отношениях Запада и России, — даже хуже холодной войны. Она больше похожа на Карибский кризис, потому что к нему привело безответственное поведение Хрущева. А вот после Карибского кризиса, когда обе стороны как бы заглянули в глаза ядерной катастрофе, они начали вести себя очень ответственно. И никто не бряцал ядерным оружием, никакие жириновские не угрожали сжечь Киев, Берлин и еще какие-то европейские столицы. Такого разгула военной истерии и пропаганды со стороны Москвы в советские времена никогда не было.
А сейчас, когда пришла к власти «шпана из питерской подворотни», в любой момент могут произойти какие-то очень неприятные инциденты, но, повторюсь, полномасштабных боевых действий, скорее всего, не будет. Москва ведь думает больше не о мировой войне, а о кураже, который можно продать собственному населению, показать, как «великая Россия встает с колен». К тому же, это отличная возможность отвлечь внимание от Украины, где идеи «Русского мира» потерпели оглушительный крах. Так что для украинцев это даже в каком-то смысле хорошая новость, потому что является свидетельством того, что Москва на Украине провалилась, хочет теперь еще где-то покуражиться, и обязательно снова провалится.