Биньямин Нетаньяху провел провокационное совещание израильского правительства на оккупированных Голанских высотах 17 апреля этого года, после чего направился в Москву, чтобы побеседовать с Владимиром Путиным — союзником, который больше других способен повлиять на ситуацию в Сирии.
Этот визит заставляет нас предположить двуличие Путина в отношении арабо-израильского конфликта. С одной стороны, он играет роль искреннего союзника Башара Асада, но, с другой стороны, он явно бездействует, когда дело касается Израиля. Заседание израильского правительства на сирийской земле ставит режим Асада в критическое положение, тем более что особой реакции на эту провокацию не последовало, если не считать робких заявлений некоторых должностных лиц и жалких попыток снизить напряженность, возникшую вследствие этого вопиющего шага со стороны Израиля.
Очевидно, Нетаньяху специально выбрал время для проведения правительственного совещания именно накануне своей поездки в Москву. Ему необходимо было таким образом показать свою позицию Путину, для которого добрые отношения с Израилем намного важнее, чем сомнительная связь с режимом Башара Асада. И это понятно: в Израиле проживает миллион русских евреев, разделяющих экстремистские настроения правительства Нетаньяху. Если им придется выбирать, то они встанут на сторону Нетаньяху, а не Путина.
В Сирии, напротив, нет такого количества бывших россиян, либо тяготеющих к России граждан, если не считать нескольких тысяч сирийцев, закончивших российские ВУЗы, и нескольких сотен российских военных и экспертов, пришедших на помощь сирийскому режиму. Однако, вероятнее всего, они не останутся в Сирии надолго, их постигнет участь коллег из Египта. Когда после смерти президента Египта Гамаля Абдель Насера к власти в стране пришел его преемник Анвар Садат, великий и могучий Кремль не смог спасти ситуацию, и его специалисты были вынуждены покинуть страну. Именно с этого момента влияние Советского Союза на Ближнем Востоке начало сходить на нет.
Нетаньяху не стал ограничиваться тем, что он заявил с высоты Голан. Он смело повторил свою позицию еще раз, когда находился в Кремле. Поэтому все факты говорят о том, что Нетаньяху прибыл в Москву с одной только целью — дать понять всему мировому сообществу, что эта встреча с Путиным является всего лишь частью целого, а именно демонстративного совещания на оккупированных сирийских землях. Премьер-министр Израиля еще больше нагнетает обстановку, заявляя во время встречи с российским президентом, что, «несмотря на все попытки сирийского урегулирования, Голанские высоты навсегда останутся израильской территорией». Путин попытался сгладить бесцеремонность гостя, напомнив, что «причины встреч и многочисленных контактов между правительствами России и Израиля связаны не только с непростой ситуацией в регионе, но и с 25-летием возобновления дипломатических отношений между странами».
Возникает вопрос: неужели празднование 25-летия дипломатических отношений требует того, чтобы Нетаньяху прибыл в Москву в сопровождении делегации израильских военных? Надо отметить, что среди членов делегации присутствовал министр по делам мигрантов, который представляет в своем лице тот самый миллион русских евреев, большинство которых не говорит на иврите.
Неужели молчание Путина также связано с нежеланием обсуждать сложные вопросы в такую знаменательную дату для двух стран? Ведь Нетаньяху своими провокационными действиями идет вразрез с резолюцией, которая была объявлена к исполнению еще во времена Светского Союза при одобрении других стран мира.
Международная резолюция, о которой идет речь, — это резолюция Совета Безопасности ООН 242, предложенная Великобританией, в соответствии с которой Израиль должен был вывести свои войска с территории, оккупированной 5 июня 1967 года. Однако Израиль на протяжении 49 лет продолжает свою оккупантскую агрессивную деятельность, разрушает дома, несмотря на призывы мирового сообщества остановиться. Более того, Нетаньяху идет на крайний шаг, он решает устроить показательное правительственное заседание на оккупированной территории, а потом едет в Москву и еще раз во всеуслышание повторяет свою позицию.
Разумеется, эта провокация не осталась незамеченной. 21 апреля этого года был созван внеочередной совет Лиги арабских государств (ЛАГ), постоянные представители которой единогласно осудили действия Израиля. Было заявлено, что данная провокация со стороны Израиля несостоятельна и противозаконна и вопиющим образом нарушает две международные резолюции Совета Безопасности ООН 242 от 1967 года и 338 от 1973 года. В ходе заседания было принято решение, что генеральный секретарь ЛАГ Набиль Аль-Араби должен незамедлительно встретиться для консультаций с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, а также с председателем Совета Безопасности ООН, чтобы обсудить действия Израиля на Голанах и выработать меры для того, чтобы впредь предотвратить подобные провокации.
Позиция ЛАГ вселяет радость и воодушевление, однако сам хозяин Голанских высот на заседании не присутствовал, но «хозяин хозяина Голанских высот», а именно Путин, спокойно выслушал своего бесцеремонного посетителя Нетаньяху и никак не отреагировал на его высокопарные слова о том, что территория навсегда останется израильской. Таким образом, складывается следующее впечатление: Путину выгодно, что Асад находится у него в кармане, тогда как сам Путин — в кармане у Нетаньяху, поэтому-то он не спешит проявлять негодование в ответ на бесцеремонность визитера.
Однако, если посмотреть с другой стороны, то настораживает тот факт, что Нетаньяху прибыл в Москву в сопровождении главнокомандующего военно-воздушных войск Израиля. Это может означать лишь одно: Израиль нацелился получить от Москвы несколько современных российских военных самолетов в дополнение к тем, которые имеются в его арсенале (производства США). Если сделка состоится, то Сирия, а также Иран, уже не смогут направить ракету в сторону российского истребителя, находящегося на вооружении Израиля, хотя сами обладают подобной техникой в большом количестве. Такая ситуация позволит Израилю еще больше закрепиться на Голанских высотах, тем более при наличии российского лобби внутри Израиля.
Как будет на самом деле, зависит от Путина. Сирийский режим в настоящий момент лишен права голоса не только в арабском регионе, но и внутри исламского мира. Асад делает ставку на Россию, однако Путин в это время спокойно принимает в Кремле провокатора, и Асад вынужден молчать. Путин не будет предпринимать попыток вернуть Сирии принадлежащие ей по закону территории. Россия сама себя ведет как оккупант.
Совещание Лиги арабских государств ничего не даст. Нет сомнения, что Сирия, как пострадавшая сторона в данном случае, о которой снова вспомнили арабские братья, не получит возможность вновь «щебетать» на арабском пространстве. Она останется в изоляции. Все останется так, как мы наблюдаем сегодня: Башар Асад вместе с иранским лидером — в кармане у Путина, тогда как сам Путин вместе с Обамой — в кармане Нетаньяху.