Сила страны главным образом измеряется ее способностью проходить через кризисы, то есть умением управлять кризисами и решать их… Странам с укоренившейся государственной традицией это может удаваться легче.
Сейчас Турция борется с очень серьезными проблемами и кризисами… Прежде всего это вопрос сепаратистского терроризма, который почти сорок лет всерьез угрожает безопасности и целостности страны. Из-за этой проблемы, которая к настоящему моменту привела к очень крупным материальным и моральным потерям, мы почти ежедневно предаем земле тела погибших мученической смертью. С точки зрения безопасности государство ведет чрезвычайно эффективную и решительную борьбу с сепаратистским терроризмом. Но в политическом измерении вопроса возникают все новые и новые кризисы. Наряду с трудностями и неопределенностью в организации судебного процесса в отношении поддерживающих террор политических структур появляются и новые риски. Рабочая партия Курдистана (РПК), которая до недавнего времени применяла концепцию терактов, ориентированных на цель в масштабах страны, и получала серьезную внешнюю подпитку, вскоре после начала событий в Сирии пожелала стать игроком регионального масштаба. В это время отношения РПК с Партией «Демократический союз» (PYD), а также новые политические подходы региональных и глобальных сил, поддерживающих укрепление этих отношений, полностью запутали ситуацию. В результате признания Америкой PYD якобы вспомогательным элементом борьбы против действий ИГИЛ в Сирии (до сих пор неизвестно, что на самом деле представляет собой эта организация, кому и зачем служит), ее «легитимации» и значительной политической и военной поддержки возник совершенно новый баланс сил.
С другой стороны, атаки ИГИЛ, которые в последнее время становятся все более интенсивными и жестокими, стали порождать другие проблемы и кризисы. Ракеты и минометные снаряды, которые градом сыплются на такие населенные пункты, как Газиантеп, Низип и Килис, а также возникающие здесь теракты стали причинять серьезное беспокойство (за последние два месяца погибли 20 человек, почти 70 были ранены). Турция не может претворить в жизнь военные операции, которые она могла бы спокойно провести против ИГИЛ в регионе, — и на этом особенно сказывается политический кризис в отношениях с Россией. Из-за напряженности, возникшей в отношениях с Россией, сирийское воздушное пространство оказалось полностью закрыто для Турции! Трансграничная наземная операция упирается в большое количество препятствий, связанных как с международным правом, так и с нынешними политическими отношениями с Сирией и Россией. Но насколько невыгодна эта ситуация для Турции, настолько большие преимущества она, к сожалению, обеспечивает ИГИЛ, PYD, Сирии, России и многим другим очевидным или неявным игрокам. В то время как наша страна ведет борьбу со всеми этими политическими и военными катаклизмами, она также сталкивается с экономическими проблемами, к которым ведут теракты и кризис в отношениях с Россией…
Вне всякого сомнения, Турция обладает укоренившейся государственной традицией… Она действительно способна справиться с любыми политическими, экономическими, военными и другими кризисами внутреннего и внешнего происхождения. Поэтому наша страна может через некоторое время преодолеть кризисы, с которыми сталкивается сегодня, и найти выход из создавшегося положения. Но не будем забывать, что каждый из этих кризисов так или иначе оставит — и уже оставляет — после себя разрушения. Компенсировать некоторые из них, увы, невозможно… В этих условиях будет очень жаль, если в период борьбы с такими серьезными проблемами нашу страну охватят новые ненужные внутренние потрясения. Подчеркнем, что в нынешней ситуации уже неважно, кто опрокинул стол. Важно, чтобы этого больше не происходило. И заметим, опрокидывающий стол непременно оказывается под столом. Потому что никто не избежит ответа перед народом и истиной… Конечно, человек не застрахован от ошибки! Те, кто действует в согласии с истиной, удостаивается благоволения народа. Но ничто не дается просто так. Как гласит одна известная народная мудрость, просчет возвращается даже из Багдада (рано или поздно ошибка обнаруживается — прим. пер.). Осознаем мы эту ошибку или нет — она все равно возвращается!.. Мы молимся о том, чтобы Всевышний уберег нас от просчета.