Ее слова звучат как выдержка из туристического каталога. Слово за словом 26-летняя Даниелла Манчини описывает страну в столь выгодном свете, что это удивило бы любого датчанина с мироощущением «мы-всего-лишь-маленькая-серая-страна». Неужели эта молодая женщина говорит о Дании?
«Когда мы были здесь в первый раз, было удивительно видеть столько народу на улицах. Наблюдать, как много люди общаются друг с другом, и как они расслаблены. В Лондоне все всегда безумно заняты. Кажется, здесь у людей намного более спокойное восприятие жизни», — говорит она.
Пока молодые способные датчане мечтают о Лондоне и других мегаполисах, где и сутки, и карьерный рост кажутся безграничными, 26-летняя англичанка ищет прямо противоположного. В 17:00 в субботу она и ее молодой человек Этьен приземлились в аэропорту Копенгагена, чтобы на 100% влиться в общество всеобщего благосостояния и разделить то, к чему во многом стремятся и сами датчане — правильный баланс работы и свободного времени, так, чтобы личная жизнь не оставалась далеко позади карьеры. Вот почему она намерена работать веб-дизайнером в местном цифровом агентстве, в то время как ее парень займется маркетингом на предприятии.
Эта молодая женщина — символ европейской молодежи, которая ищет лучшей жизни за пределами своей родины. Новому поколению высококвалифицированной рабочей силы нужно нечто большее, чем просто зарплата.
«Я воспринимаю себя скорее европейкой, чем британкой. У меня есть преимущество, я могу объездить весь континент в поисках места, которое мне идеально подойдет. Основная причина покинуть Лондон — избежать крысиных гонок. В Лондоне главное, где ты работаешь и сколько зарабатываешь. А для меня самое важное — это найти баланс между профессиональным успехом и радостью вне работы. В Лондоне легко себя потерять. Перестаешь делать то, что любишь, прежде чем осознаешь, что происходит».
В поисках лучшего качества жизни
Год назад Даниелла с бойфрендом совершили спонтанную поездку в Копенгаген на выходные. Они увидели город, который заставил их переосмыслить свою жизнь в Лондоне. Посетив Копенгаген еще четыре раза, они, в конце концов, решили переехать сюда совсем и заняться чем-нибудь новым на новом месте.
«Может, те, кто вырос в Дании, этого не понимают. Но здесь люди выглядят намного более дружелюбными по сравнению с Лондоном. Лондон — гораздо более враждебное место. Конечно, мы знаем эту статистику, по которой вы — самый счастливый народ в мире. И когда мы приехали, я не могла перестать думать об этом и всюду искать признаки счастья».
Некоторые говорят, что сейчас плохие времена для национальной гордости. Кто мы? Куда мы движемся? Как нам стать лучше других? Пока политики рассуждают о конкурентоспособности, росте и инновациях, Даниелла Манчини не говорит об этом ни слова, рассказывая, каким видит будущее в своих мечтах. Она рассуждает о более личных вещах.
«Мы ищем лучшее качество жизни. В Лондоне я ежедневно проводила по три часа в транспорте в обоих направлениях. Там все время час пик. Я трачу столько времени своей жизни на поездки с работы и на работу, и работаю я тоже много часов. Дни становятся такими длинными. Я очень рада, что теперь смогу ездить на работу на велосипеде, и у меня появится больше времени на личные дела. И до, и после работы я смогу заниматься тем, что люблю».
Даниелла Манчини не единственная. Последние данные, собранные в октябре 2015 года, показывают, что в Дании около 154 тысяч иностранных граждан, которые работают с полной занятостью, причем около 85 тысяч прибыли из других стран Евросоюза. Эта цифра сильно выросла за последние пять лет. В рамках исследования Expat Study 2014 иностранцам, живущим и работающим в Дании, задавали вопрос, почему они выбрали именно эту страну. Поиск равновесия между работой и личной жизнью оказался третьим по популярности ответом после карьерного роста и интересной работы. На предприятиях та же картина, говорит Линда Вендельбу (Linda Wendelboe), директор Global Talent в организации работодателей Dansk Industri.
«Предприятия, которые мы представляем, в первую очередь отмечают, что молодежь приезжает за интересной работой. Молодые люди предпочитают Данию многим другим странам, потому что наше общество способно обеспечить достойную жизнь им самим и их семьям», — говорит она.
Мягкие ценности для сотрудников
Вот на что делают ставку компании, когда подбирают кадры среди иностранной молодежи.
«Беседуя с кандидатами со всего мира, мы делаем много для создания положительного образа Дании. И мы делаем ставку на возможность для сотрудников жить полной жизнью, в которой и карьера, и семья поднимутся на более высокий уровень», — поясняет Линда Вендельбу.
Задача организации Copenhagen Capacity — привлечь в Данию иностранные предприятия и квалифицированные кадры. По словам директора кадрового отдела Николая Любанского (Nikolaj Lubanski), необходимо распространять информацию о том, что страна может предложить. Обычно в центре внимания оказывается, как и в прочих странах, конкуренция в области налогов и других параметров, но это не лучший путь.
«Думаю, надо перестать пытаться конкурировать в том, что могут предложить и другие страны. В таких моментах, как низкие налоги, мы определенно проигрываем. Надо делать упор на другое, например, стабильность. На то, что человек приезжает в страну, которую не загрязняют. На то, что после интересной работы у нас можно искупаться в заливе», — говорит Николай Любанский.
Большая разница между Копенгагеном и другими европейскими городами заключается в том, что у нас более высокое качество жизни. И это начинает привлекать способных работников, отмечает Алекс Пенверн (Alex Penvern), партнер и директор отдела в консалтинговом доме PwC, где он дает консультации по поводу управления служебной деятельностью и кадровым потенциалом.
«Я чувствую, что иностранным кадрам нужно что-то еще, помимо уже имеющихся мотивирующих рабочих обязанностей и привлекательных зарплат. Они не станут работать 50 часов в неделю ради карьеры, как это бывает за границей. Как правило, они совершенно теряют голову, когда приезжают в Копенгаген и видят, как здесь все близко. Важна и стабильность в стране».
Мягких ценностей требует в основном молодое поколение, которое ищет возможность уделять время и карьере, и личной жизни.
«Это не менее важно, чем очень высокая зарплата или мотивирующая работа. Им нужно все. Они стараются научиться большему и прожить жизнь так, как сами хотят. Гибкость также очень привлекательна», — говорит Алекс Пенверн.
«Вот каким должно быть общество»
То, что датчане хорошо говорят по-английски, стало для Даниеллы Манчини дополнительным преимуществом. И найти работу оказалось на удивление легко.
«Для меня это шаг наверх по карьерной лестнице. По-моему, датчане — очень амбициозный народ, который стремится быть лучше всех. Когда я искала работу, я была поражена, насколько продвинута здесь цифровая индустрия».
Датчане ненавидят налоги, но Даниелла Манчини высказывается о налоговом бремени весьма позитивно.
«Отсутствие большого разрыва между богатыми и бедными вселяет большой энтузиазм. В Дании государство действительно заботится о гражданах. Я считаю, что таким должно быть каждое общество. Я рада стать его частью, и если это означает выплату высоких налогов, то пусть так и будет. Прекрасно осознавать, что я вношу вклад в нечто большее».
Их первое жилье — снятая на год квартира в Нёрребро. Но Даниелла Манчини и ее парень строят далеко идущие планы.
«Я не планирую прожить в Дании пару лет и вернуться в Англию, я представляю себе это по-другому. Важная цель — возродить связь с собственными желаниями и теми сторонами меня, которые я потеряла в последние годы. В Лондоне я чувствовала себя несчастной большую часть времени. Жизнь пошла не в том направлении. И если что-то менять, то сейчас самое время».