Недавно президент России Владимир Путин принял два решения, которые стали одними из наиболее значимых его решений за последние несколько месяцев. Одним из них было создание Национальной гвардии в 400 тысяч человек, которая отчитывается лично перед президентом. Второе решение — это возвращение Алексея Кудрина, бывшего министра финансов России, который пользовался всеобщим уважением и который на прошлой неделе был назначен на должность заместителя председателя Экономического совета при президенте.
Эти шаги указывают на серьезное беспокойство Кремля в связи с состоянием российской экономики — и его потенциальным воздействием на результаты парламентских выборов, которые должны пройти в сентябре. Подозрения в том, что результаты парламентских выборов в 2011 году были сфальсифицированы, спровоцировали самые масштабные акции протеста за 16 лет правления г-на Путина.
Несмотря на усиление контроля над институтами демократии, авторитет г-на Путина в течение первых двух президентских сроков базировался на прочной основе экономического роста и роста материального благосостояния граждан, что объяснялось стремительным увеличением мировых цен на нефть. Когда после возвращения г-на Путина на президентский пост в 2012 году основанная на нефти модель экономического роста исчерпала себя, его режим стал более открыто авторитарным. Его популярность сейчас базируется на хрупкой основе военной мобилизации в сочетании с агрессивной антизападной пропагандистской кампанией, в рамках которой Россия изображается «осажденной крепостью».
По иронии, этот милитаризм еще больше усугубил экономические проблемы, спровоцировав введение западных санкций, которые в сочетании с падением мировых цен на нефть привели к затяжной рецессии в России — самому длительному спаду за последние 20 лет. Согласно прогнозам Международного валютного фонда, в 2016 году объемы производства в России сократятся на 1,8%, а в 2015 году они сократились на 3,7%. Даже после окончания рецессии потенциальный ежегодный рост экономики России вряд ли будет превышать 2% — для сравнения, с 2000 по 2007 год ежегодно рост составлял почти 7%. Рубль подешевел в два раза, а инфляция в прошлом году составила 15%, что привело к падению реальных доходов россиян на 10% — первое подобное снижение за 16 лет правления г-на Путина.
На этом фоне возвращение г-на Кудрина, возможно, станет хорошим стимулом для активизации либеральной фракции российского руководства, поскольку за последние несколько лет баланс слишком сильно сместился в сторону силовиков. Такое решение г-на Путина даст право голоса выдающемуся, ориентированному на Запад реформатору.
Однако г-н Кудрин возвращается всего лишь на должность заместителя председателя Экономического совета при президенте, а вовсе не должность премьер-министра, как некоторые предполагали. Насколько реальным окажется его влияние, пока неясно. А задачи сейчас стоят чрезвычайно сложные. Россия нуждается в масштабных структурных реформах, чтобы уменьшить свою зависимость от нефти, создать более благоприятные условия для бизнеса, увеличить объемы инвестиций и производства. Для этого необходимо укрепить основы права собственности посредством усиления диктатуры закона и увеличения степени независимости судебной системы.
Чтобы добиться этого, необходимо предоставить либеральным реформаторам столько свободы действий, сколько г-н Путин никогда им не давал. Однако президент и представители его ближайшего окружения, сумевшие извлечь гигантскую выгоду из его подъема, боятся, что это может подорвать основы его режима.
Таким образом, назначение г-на Кудрина может оказаться в лучшем случае фиговым листком. Существует небольшая вероятность того, что, если парламентские выборы пройдут без каких-либо серьезных инцидентов, г-н Путин объявит свою задачу по возвращению России статуса великой державы выполненной и займется созданием такой экономики, которая необходима для поддержания этого статуса.
В этом случае г-н Кудрин, возможно, даже сменит Дмитрия Медведева на посту премьер-министра, на котором он будет иметь реальные полномочия. Если этого не произойдет, не стоит недооценивать способность России и ее граждан кое-как сводить концы с концами — возможно, даже на протяжении довольно длительного периода времени. Однако в отсутствие улучшений в экономике необходимость в опасных и дорогостоящих военных авантюрах ради поддержки рейтингов г-на Путина будет расти. Между тем, основание его режима будет становиться все более хрупким, что лишь увеличит вероятность внезапного, катастрофического краха.