Пальмира, Сирия. — Россия оставила свои отметины в Сирии взрывами бомб и грохотом артиллерии. В четверг русские включили более нежную и спокойную тональность, когда в древнем амфитеатре посреди мрачной пустыни зазвучала живая классическая музыка.
Прибегнув в сирийском конфликте к воздействию мягкой силы, Россия направила туда симфонический оркестр под руководством одного из самых известных своих дирижеров Валерия Гергиева. В его состав вошел виолончелист Сергей Ролдугин, являющийся давним и очень состоятельным (судя по обнародованным в прошлом месяце «панамским документам») другом президента Владимира Путина.
Свой концерт они провели в Пальмире — городе руин, оставленных римской и прочими древними цивилизациями. А в наше время этот город подвергся хищническому уничтожению со стороны «Исламского государства», известного по аббревиатуре ИГИЛ.
Оркестр исполнил произведения Иоганна Себастьяна Баха и двух русских композиторов, Сергея Прокофьева и Родиона Щедрина, выступив в римском амфитеатре второго века, где ИГИЛ в 2015 году казнил 25 человек, сняв эту казнь на пленку.
Этот контраст был призван подчеркнуть ту недооцененную, как считает Россия, роль, которую она совместно с сирийскими войсками сыграла в освобождении Пальмиры от фанатиков и в борьбе против варварства на стороне цивилизации.
Русским так сильно хотелось донести этот сигнал, что они привезли в Сирию группу репортеров из Москвы, а затем отправили их в Пальмиру на концерт. Это представление, на котором присутствовали надежно охраняемые важные гости, транслировали по государственному российскому телевидению.
Зрителям в России концерт показали вперемешку с видеокадрами зверств ИГИЛ. Это была такая внутриполитическая операция, призванная внушить россиянам гордость за действия их армии за рубежом в момент, когда экономика страны вот уже второй год находится в состоянии рецессии.
Путин поблагодарил музыкантов, обратившись к ним по видеосвязи из своей летней резиденции на Черном море.
Он сказал, что это выступление стало сигналом «надежды не только на возрождение Пальмиры как достояния всего человечества, но и на избавление современной цивилизации от этой страшной заразы, от международного терроризма».
Исполнение классической музыки на территории, освобожденной сирийскими войсками при помощи России всего два месяца назад, стало своего рода репризой Гергиева, который в августе 2008 года провел концерт в Южной Осетии в честь победы Москвы над бывшей советской республикой Грузией в ходе непродолжительной войны. Этот грузинский регион при содействии Москвы провозгласил независимость, как и Донбасс на востоке Украины.
Гергиев является художественным руководителем и генеральным директором Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Ранее он работал главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра, а потом Лондонского филармонического оркестра. Он уже давно с большим энтузиазмом поддерживает тот курс, который проводит Россия при Путине. В 2014 году он вместе с группой видных деятелей культуры подписал открытое письмо в поддержку российской аннексии украинского Крыма.
Также перед российскими и сирийскими солдатами, чиновниками и почетными гостями в Пальмире выступил путинский друг виолончелист Ролдугин, чье имя всплыло в прошлом месяце в обнародованных документах панамской юридической фирмы, где указывается, что у него на офшорных счетах имеется два миллиарда долларов.
Выступая в белой кепке в сопровождении оркестра, Ролдугин исполнил «Кадриль» из оперы Щедрина «Не только любовь».
Путин отнесся к так называемым панамским документам пренебрежительно, назвав их заговором с целью «ослабить нас изнутри», и заявил, что Ролдугин на деньги из своих офшорных компаний покупал музыкальные инструменты.
Среди присутствовавших на концерте почетных гостей было несколько зарубежных представителей в Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО, которая объявила Пальмиру объектом мирового наследия.
Представитель Сербии Дарко Танаскович (Darko Tanaskovic) сказал, что это мероприятие стало важным событием, посредством которого «международное сообщество» дало сирийцам надежду.
«Нам нужно решать проблемы мигрантов в Европе, но мы также должны давать им надежду на жизнь в этой стране», — заявил он.
Незадолго до начала концерта безмолвие сирийской пустыни было нарушено звуками взрывов со стороны российского центра по разминированию, который разместился возле руин.
Россия издавна обращается к классической музыке для поднятия боевого духа в ходе конфликтов и использует талантливых артистов для демонстрации своих культурных достоинств. Так было в августе 1942 года во время нацистской блокады Ленинграда, как тогда называли Санкт-Петербург. Голодающие российские музыканты из оркестра, пополненного военными артистами, впервые исполнили в этом городе Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, которую еще называют «Ленинградской».
Состоявшийся в четверг концерт, как и представление Гергиева в 2008 году в Цхинвали, — это гораздо больше, чем просто музыка. Демонстрируя музыкальное богатство России, он также выполнял боевую задачу. Гостей привозили на концерт под мощной охраной конвоев и в сопровождении ударных вертолетов. Путь из Латакии, где находится главная военная база России на средиземноморском побережье Сирии, пролегал мимо сирийских военных блокпостов, разрушенных деревень и сожженных боевых машин, ставших напоминанием о тех жестоких боях, которые шли в этих районах, находившихся под контролем ИГИЛ с мая 2015 по март этого года.
Концерт, проведенный оркестром Мариинского театра, состоялся спустя всего неделю после того, как эксперты ЮНЕСКО посетили эти места, чтобы оценить ущерб, причиненный боевиками «Исламского государства». В своем отчете они отметили обширные разрушения в городском музее, где были «обезображены, обезглавлены и разбиты статуи, а их фрагменты остались лежать на земле». Также была разрушена знаменитая арка и храм Баалшамина, которые оказались «разбитыми вдребезги», как заявили специалисты.
Западные страны не хотят признавать роль российских военных в Сирии, заявляя, что русские находятся там в первую очередь не для искоренения терроризма, а чтобы помочь сирийскому президенту Башару аль-Асаду подавить всю оппозицию, в том числе, пользующиеся поддержкой Запада повстанческие группировки. Россию также обвиняют в нанесении бомбовых ударов по госпиталям, что Москва отрицает, и в поддержке жестокого диктатора.
Напрямую участвовать в сирийском конфликте российские военные начали в сентябре прошлого года. Объявив в марте, что они в основном выполнили свои задачи, Путин приказал вывести из Сирии «основную часть» российских войск.
Но на российской базе в Латакии на этой неделе не было никаких признаков вывода. Летное поле было заполнено боевыми самолетами и вертолетами, а истребители-бомбардировщики Су-24 взлетали и садились регулярно.
В контейнере для морских перевозок военные устроили библиотеку, которая предлагает постоянно увеличивающуюся подборку беллетристики и прочих книг на русском языке. Работающий библиотекарем сержант Александр Кореньев рассказал, что три месяца назад, когда он приехал в Сирию, в библиотеке было 1476 книг, а сейчас уже около двух тысяч. Многие из них — на военные темы, скажем, «Крылатые герои Москвы».
«Офицерам нравятся исторические книги, солдатам — научная фантастика, а женщинам из столовой, сами понимаете, любовные романы», — говорит библиотекарь.
В одной из палаток на базе российские военные открыли комнату отдыха, которую они называют «центром психологической разгрузки». На его стенах висят пейзажи с березовыми рощами и заснеженным ландшафтом, помогающие военнослужащим забыть Сирию.
Чтобы переубедить противников своей интервенции, Россия направила в Сирию группы офицеров, содействующих процессу примирения между сирийскими властями и их оппонентами.
Русские, подобно американским военным в Ираке после вторжения 2003 года, с головой окунулись в запутанную местную политику.
За день до концерта российские военные повезли репортеров в деревню Каукаб, находящуюся восточнее Латакии. Там местные руководители и старейшины провели «церемонию примирения» с сирийскими властями. Эта стоящая на холме, обрамленная фруктовыми садами и сильно пострадавшая в ходе недавних боев деревня вначале казалась пустой, но когда туда прибыли автобусы с репортерами, на улице появилась толпа детей с портретами Асада.
По словам русских, они провели 92 таких церемонии с участием 52 вооруженных группировок.
Когда после концерта в вечерней Пальмире удлинились тени, а на смену дневной жаре пришла вечерняя прохлада, маэстро Ролдугин сказал, что оставил свой инструмент работы Страдивари дома.
«Я ни за что бы не повез такую виолончель в этот климат, где жара и пыль, — заявил Ролдугин, представ в образе музыканта со скромными средствами, чье огромное офшорное богатство существует только на бумаге. — Это редкий инструмент. Он очень дорого стоит».
Свой материал для статьи предоставили Александра Одынова и Иван Нечепуренко.