За 25 миллиардов долларов военная диктатура Египта уступила острова Тиран, Сафрейн и кое-что еще теократической диктатуре Саудовской Аравии, вызвав негодование тысяч собственных граждан и первые крупные демонстрации после провала своей весны 2011 года. Наступает конец Стокгольмского синдрома, поразившего египтян. Ничто не может вызвать такую активность древнего народа, как утрата исконных территорий, хотя большинство населения уже вроде бы и забыло о существовании этих пустынных островов.
Передача суверенитета над островами Тиран и Сафрейн, расположенными у входа в Залив Акаба в Красном море и имеющими морскую границу с Египтом, Израилем, Иорданией и Саудовской Аравией (очевидно, осуществленная после предварительного согласования с США и Израилем), меняет международные границы в этом не самом спокойном районе мира.
По сути дела, передача островов нарушает положения Кэмп-Дэвидского договора, признававшего суверенитет Египта над этими территориями, оккупированными Израилем сначала в ходе Шестидневной войны 1967 года, а затем в 1973 году, когда президент Анвар Садат требовал возврата земель, захваченных во время той войны. Только после подписания мирного договора и признания государства Израиль со стороны Египта эта арабская страна восстановила свой суверенитет над этими островами.
Сомнительные аргументы
В то время, как официальные СМИ утверждают, что эти скалы в действительности всегда принадлежали Саудовской Аравии и были переданы в аренду Египту в 1950 году, некоторые египетские юристы и историки выдвигают иные доводы:
1. Морской договор от 1906 года (это было еще до создания Саудовской Аравии в 1932 году), подписанный Египтом и Османской империей, признает суверенитет Египта над этими островами.
2. Во время Суэцкого кризиса 1956 года Тиран и Сафрейн были «оставлены» саудовцами, и эти острова защищали войска Гамаля Абделя Насера. Таким образом, Эр-Рияд держался в стороне от военных действий и попутно оградил себя от критики за пассивность во время конфликта.
Если забыть о предлоге, то двумя главными причинами, побудившими генерала Аль Сиси отдать часть своей территории, являются:
1. Он уже продал свою душу Эр-Рияду, когда шейхи профинансировали совершенный им госпереворот, уничтоживший халифат Мухаммеда Мурси.
2. Влиятельнейшая военная верхушка Египта, контролирующая приблизительно половину экономики и достояния страны, по-прежнему будет получать больше нефтедолларов от Саудовской Аравии в обмен на защиту интересов семьи Саудов в регионе.
Эр-Рияд и денежная дипломатия
Приобретая египетские острова, Эр-Рияд преследует следующие далеко идущие цели:
1. Распространить свою мощь на маршруты движения кораблей по Красному морю. Например, залив Акаба представляет собой единственный выход Иордании к морю.
2. Улучшить свое положение, чтобы иметь возможность оказывать давление на Египет, тяжеловеса арабского мира, чтобы лишить его той главенствующей роли, которую он играет в настоящее время. Усиление почти абсолютной экономической и политической зависимости Каира от Эр-Рияда является одним из средств достижения этой цели.
3. Укрепить союз двух стран против нового врага — Ирана, «мусульманскую» страну вместо «сионистского режима».
4. Укрепить военное братство между двумя столпами так называемого «арабского НАТО». Пока Саудовская Аравия продолжает оставаться на втором месте в мире по импорту оружия (после Индии), закупки военной техники Египтом в 2015 году выросли в три раза по сравнению с 2014 годом и достигли 1,475 миллиарда долларов. При этом 40% 80-миллионного населения страны находится в состоянии крайней нищеты, а 51,2% молодежи не имеет работы.
5. Изменить свою политику «деньги в обмен на лояльность» в отношении союзников из арабского мира. Сейчас Саудовская Аравия следует примеру МВФ, закабаляя тех, кто принимает от них деньги и инвестиции. Она не может простить Аль Сиси то, что он отказался активно участвовать в боевых действиях в Йемене и Сирии. По всему видно, что Эр-Рияд превращает огромный Египет в своего услужливого и угодливого клиента.
6. Сделать еще один шаг к признанию государства Израиль. Согласившись на статус двух островов — закрепленный в Кэмп-Дэвидском договоре-, саудовцы признают право Израиля на использование залив Акаба, который теперь является частью территориальных вод Саудовской Аравии. Власти Эр-Рияда, которые несмотря на международную кампанию бойкота Израиля (BDS), по сообщению газеты «Гаарец» (Haaretz), импортируют израильские товары и технологии, рассматривают Тель-Авив в качестве незаменимого союзника в борьбе с Ираном. Так незаметно образовалась ось Иерусалим — Эр-Рияд — Каир, беспрецедентное военное объединение арабов и израильтян.
Изменение карты Красного моря
Красное море, утратившее свой цвет в 1991 году, когда пали левые правительства в Эфиопии и Южном Йемене, сегодня вновь стало местом масштабных изменений:
Саудовская Аравия планирует построить огромный мост над Красным морем, который соединит Египет с Аравийским полуостровом. Цель — диверсификация торговых маршрутов и увеличение доходов от паломников, которые направятся по этому мосту в Мекку. Саудовцы уже построили мост связавший их страну с Бахрейном и использовали его в марте 2011 года с целью отправки военного контингента, который подавил в этой стране всплеск арабской весны.
Китай, продолжающий проводить в жизнь свои планы Нового шелкового пути, ведет строительство железной дороги, которая свяжет эфиопскую столицу Аддис-Абебу с Кенией, Южным Суданом, Суданом и Джибути. Таким образом, африканские рынки окажутся замкнутыми на Китай в условиях ожесточенной борьбы мировых держав за природные ресурсы континента.
Непочтительное поведение короля Салмана по отношению к президенту Обаме
Разногласия на религиозной почве между Саудовской Аравией и Администрацией Обамы за его благосклонность к Ирану дошли до того, что 21 апреля, во время последнего официального визита американского президента к своему старому союзнику, король Салман не поехал встречать его в аэропорт Эр-Рияда. Обама, хотя и поддержал создание широкого анти-иранского фронта в регионе, призванного сдержать рост влияния Тегерана, тем не менее, обеспокоен содержанием экономической, политической и военной повестки дня династии Саудов, главными отправными точками которой являются нефтедоллары и идеи ваххабизма.
Не уходя из Ближнего Востока и Северной Африки, США расширяют пространство для противостояния между Ираном и Саудовской Аравией. По всей видимости, именно они и определят направление дальнейшего развития событий.